А если ученик виноват?
Мы рассмотрели несколько вариантов, как могут действовать родители в случае оскорбления их ребенка со стороны учителя. А если все наоборот? Ученик оскорбил учителя, наказание какое он за это понесет?
Возможно несколько вариантов развития ситуации:
-
Самостоятельное урегулирование проблемы педагогом.
-
Обращение к родителям.
-
Обращение в судебные инстанции с требованием компенсации морального ущерба.
Опытные педагоги рекомендуют самостоятельно разобраться с возникшей ситуацией. Современные дети такие, что учителей и в грош не ставят. О своих правах они хорошо знают, только об обязанностях забывают.
Учитель может:
-
Пропустить оскорбление мимо ушей.
-
Оставить хулигана после урока и задать ему моральную трепку.
-
Обернуть ситуацию таким образом, чтобы ученик, который позволил себе оскорбить педагога, искал из нее выход.
-
Объявить ученику бойкот.
-
Начать занижать оценки.
Последний момент — не один из самых лучших. Но порой у педагога другого выхода нет. К примеру, ребенок очень наглый. Но учится хорошо, а учитель знает, что за плохие отметки его ругают. Заработал «четыре»? Ставьте «три». Если есть желание, придраться можно ко всему.
Жалоба родителям не всегда приносит пользу. Нынешние дети не особо ценят труд учителей. Родители быстро встают на сторону своих любимых чад. Если учитель понимает, что родители адекватны, можно вызвать их в школу для разговора.
Судебная инстанция — это уже на самый крайний случай. Если на ребенка управы нет, он сам постоянно хамит, родители его защищают и поддерживают, к директору идти бессмысленно. Только надо быть готовым к тому, что с работы придется уйти после разбирательства.
За репетитора из вуза
Очень интересным мнением поделился с нами Никита Тарасов, частный преподаватель, который работает и со школьниками, и со студентами. Он твердо убежден, по точным наукам — математика, физика — надо нанимать вузовского преподавателя.
Таким образом, практическая польза от знаний, полученных с помощью вузовского преподавателя, будет выше. Они пригодятся не только для сдачи ЕГЭ, но и сгладят переход между школой и вузом, а также помогут не провалить первую же сессию.
Как статус преподавателя влияет на настрой ученика?
Второй важный момент — психологический. Некоторые специалисты полагают, что сам факт того, что выпускник занимается с преподавателем, положительно влияет на его мотивацию и представление о целях и задачах собственного обучения.
В чём подвох?
Андрей Рерих предостерегает: некоторым детям преподаватель высшей школы может навредить. Заниматься с ним ребёнку зачастую сложнее: речь, преподавательские привычки, методы подачи знаний сильно отличаются от того, к чему привыкаешь в школе, и нагрузка больше. Это может спровоцировать лишний стресс.
Таким образом, приглашать репетитора из вуза имеет смысл, только если ребенок понимает, зачем ему нужно знать больше, чем даёт школьная программа, и не боится нагрузки.
Что делать с «трудным» учителем
Если ученик сталкивается с издевательствами от педагога, он обычно решает «мстить» ему — не посещать занятия, «забить» на предмет. Однако такая тактика не исправит положение, а лишь губительно скажется на успеваемости.
Галина Швец уверена: в одиночку справиться с травлей, которая исходит от учителя, невозможно. Ребенок может попробовать изменить свое поведение и отношение к предмету, но если он не угадает, в чем настоящая причина издевательств, то такой способ будет бесполезен.
Не стоит пытаться противостоять учителю с помощью агрессивных методов: обзывать его в ответ на резкие или бестактные замечания, кричать, устраивать скандалы или отказываться от посещения уроков. Такое поведение только усугубит проблему.
Если «буллинг» со стороны учителя случается систематически, Галина Швец советует школьникам рассказать об этом взрослым — в первую очередь, родителям или школьному психологу: они смогут объективно оценить ситуацию и принять верное решение.
Какие проблемы, связанные с учителями, наблюдаются в школах перед ЕГЭ?
Журналисты поинтересовались у Игоря Круглинского, почему в некоторых школах преподаватели «натаскивают» выпускников по предметам для сдачи, игнорируя программу, и не беспокоит ли его этот факт. Ранее появились данные о том, что в одном учреждении учитель по обществознанию на уроке включил мультик, аргументируя это тем, что ее предмет при сдаче на ЕГЭ будут изучать с репетиторами.
Игорь проанализировал вопрос и объяснил. что ЕГЭ тут не при чем. Проблема с отсутствием подачи знаний по обществознанию — личное упущение администрации школы, родителей и самого учителя. Для того чтобы были приняты меры, заинтересованные в получении знаний граждане должны были поднять вопрос.
Журналисты предположили, что всех все устраивает — дети готовятся к нужным для них экзаменам, а руководство школы рассчитывает на получение хороших результатов. Педагог, не предоставивший знания, надеется на репетиторов, зная, что его база слабее. Таким учителям Круглинский порекомендовал отправиться на курсы повышения квалификации. Он считает, что учителя, рекомендующие обратиться к репетиторам, знают о том, что не дают должный уровень знаний ученикам. В качестве примера рассматривалась ситуация с ВПР. Максимальные негативные последствия — определение плохой оценки. Однако некоторые преподаватели начинают паниковать и звать на помощь специалистов.
О каких ложных стереотипах можете рассказать?
«Сейчас я обучаюсь на 1-м курсе, поэтому еще не была в роли классического преподавателя обычной школы, но могу рассказать об обывательском представлении. Один из самых распространенных стереотипов звучит как народная мудрость: «Мозгов нет — иди в Пед». Эта фраза меня всегда угнетала, а ее смысл влиял на мое самоощущение: когда я рассказала своим родителям, родственникам и друзьям о том, что собираюсь стать педагогом — во мне не то, чтобы разочаровались, но стали смотреть на меня надменно, даже отговаривали. Постоянно я слышала высказывания о том, что работа учителя нервная, низкооплачиваемая и неблагодарная – я сама в это верила. Знаю, что его очень сложно победить, потому что даже теперь, обучаясь вузе, я вижу много студентов, которые пришли точно не по призванию. Помню, как и в школе я видела безынициативных преподавателей, которые могли вымещать свою горечь от нереализованности на учениках: у меня, как и у многие в школе, появлялось нежелание обучаться этому предмету (поэтому я до сих пор не люблю физику). Однако, когда я пришла в онлайн-школу с горящими глазами и стремлением помочь людям сдать ЕГЭ — вы не представляете, какую отдачу я увидела одиннадцатиклассников, которые с наконец почувствовали, что их любят и их хотят научить. Это стало для меня неожиданностью: казалось, меня будут воспринимать как строгого и отвлеченного учителя, а на деле вокруг меня сформировался круг ребят, которые увидели мою инициативность, заинтересовались предметом и, в итоге, стали для меня маленькой семьей. Социальное взаимодействие с учениками и их достижения мотивируют и внушают уверенность в самого себя. Наверное, это самое ценное в работе преподавателя. Тем самым закрывается вопрос и о зарплате, ведь, работая в таком темпе и с такой отдачей, можно увеличить свой доход и быть при этом счастливым человеком.
Еще хочу рассказать о правдивом стереотипе: в педагогических вузах по большей части не могут мотивировать на работу в очной школе. Идет очень мощная государственная пропаганда одной точки зрения на какое-либо произведение. И практика, что проходит сейчас в вузе, в основном, не ориентирована на современного ребенка. Так что выход только один: самостоятельно искать какие-то пути современного обучения детей, писать курсовые по этой теме и просвещать не только себя, но и преподавателей в вузе, если есть в этом потребность. Возможно, эти проблемы вижу только я, но этот факт меня достаточно смущает», — Алина Паташова
«Первый, отживший стереотип, связан с невозможностью прилично зарабатывать в школе. Конечно, если рассчитывать зарплату только за количество проведенных уроков, то для того, чтобы выйти на благоприятный уровень, нужно от 7-10 лет опыта. Но дело в том, что помимо основной нагрузки, есть еще “горизонтальная” карьера учителя. Это профессиональные сообщества, распространение педагогического опыта, участие в конференциях, публикации в журналах, разработка собственных интеллектуальных продуктов, курсов, программ, это научная работа, в конце концов. И есть множество государственных и частных программ, которые готовы спонсировать изыскания талантливых учителей. Если человек активен, он действительно хочет совершенствоваться в своей профессии, то у него есть возможность заработать прилично, даже работая в школе. В основном о низких зарплатах говорят и повторяют это, как заклинание, педагоги старой формации, которые не могут приспособиться к новым реалиям в образовании.
Второй говорит о том, что работа педагога — рутинная, скучная и совсем не творческая. Я не знаю другой более творческой профессии, чем учитель. Дело в том, что каждый подготовленный урок похож на хорошо отрепетированный спектакль, в котором учитель является автором сценария, режиссером и исполнителем одной из главных ролей. И волшебство урока происходит только тогда, когда учитель взаимодействует с учениками: направляет, организует и создает условия для того, чтобы это волшебство на уроке случилось. И вот представьте себе, что таких спектаклей учитель проводит, в среднем, 18-20 раз в неделю. Так что, быть учителем — интересно и захватывающе», — Французова Мария Александровна
Ошибка третья: считать ЕГЭ лёгким заработком
Подготовка к экзаменам – самая востребованная сфера репетиторства. Казалось бы, набирай таких учеников и живи припеваючи. Но назвать эту сферу источником легкого заработка у опытных репетиторов язык не повернется.
«Для работы со слабыми учениками подготовки требуется меньше, но иногда с занятия «выползаешь»: столько энергии нужно дать, чтобы понимание появилось!» — делится репетитор Мария Латышева.
Выход: выбирать учеников с мотивацией
Опытные репетиторы рекомендуют начинающим коллегам не браться за априори невыполнимые задачи. Если ученик ходит к вам только потому, что его приводит за ручку мама, тратить время и силы на его подготовку к ЕГЭ не стоит. Выбирайте мотивированных учеников, которые сами хотят получить результат. И имейте в виду: для работы с учениками, которые хотят участвовать в олимпиадах, репетитор должен быть более подготовлен, как и для работы с теми, кто нацелен на сдачу ЕГЭ с результатом 80+. Так что не помешает объективно оценить собственные знания, прежде чем выбирать этот путь.
М. Г., учитель английского языка в частной школе
Образование: Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина
Стаж работы в школе: 23 года
Сразу после института я попала на работу в школу в отдаленном рабочем районе. Мне достался седьмой класс — трудные, но уверенные в себе подростки. В институте нас учили только учить, а про то, что придётся ещё и воспитанием заниматься, никто не говорил. Приходилось самой придумывать какие-то трюки, вспоминать, как с нами учителя обходились, чтобы мы не шумели и делали домашнее задание. В целом это был кошмар, от которого меня спасла беременность.
Тогда же я решила, что больше никогда не буду учителем.
Но так же, как ребенок спас меня от школы, он же туда и привёл. Когда пришло время, я стала искать для него школу, задавшись целью найти такую, где ему было бы не так плохо, как было мне. Поэтому искала что угодно, только не традиционную систему. Поскольку на фоне развала Советского Союза начали вырастать прекрасные цветы частных школ, очень скоро через знакомых я нашла подходящую.
Мне просто понравились там люди. Я настолько была ими очарована, что даже никаких вопросов не задавала. И когда меня спросили «А не хотели бы вы у нас работать?», я, недолго думая, сказала, что хочу.
Сначала было не страшно, хоть и волновалась. Мне дали первый и второй классы, и всё было похоже больше на игру, чем на работу. Я мало что понимала, но мне всё нравилось. Я тогда не осознавала сама себя и не понимала, что я делаю. Это сейчас я могу сказать, что мы, учителя, выходим в класс как на сцену, мы актёрствуем, мы немножко в маске. Но тогда рефлексии не было.
Волнение прошло, когда начались проблемы с дисциплиной. Вообще, когда перестаешь думать о себе — тогда волнение и проходит. Когда надо класс утихомиривать, придумывать какие-то фокусы, чтобы все глаза были на тебя, о себе не думаешь.
На самом деле волнение — это забота о том, как я сейчас выгляжу. Когда переключаешься на детей, на материал, становится не до того.
Сейчас всё по-другому. Это как игра в спектакле. Новички волнуются, нервничают. А потом, когда много играешь, волнение уходит. Приходит удовольствие, но и трепет остается. Сейчас я иду в каждый новый класс именно с трепетом, который окрыляет, придаёт энтузиазма, вдохновения. Это уже приятное чувство.
Негатив с опытом тоже накапливается. Когда из года в год повторяешь свои ошибки и осознаёшь это. Вот говоришь себе в начале учебного года: «Я очень строго должна следить вот за этим, у меня это не идёт, и я знаю, как это исправить». А к концу года смотришь и понимаешь, что не вышло. Может, это завышенные требования. Но нельзя сказать, что негативный опыт мешает. Любой опыт ценен, а негативный указывает, над чем ещё нужно работать.
Самое грустное — это когда дети уходят.
Не выпускники — там другая грусть, светлая, естественная. Жалко, когда срывают с процесса, а ты понимаешь, что рано и ещё много можно дать.
Грустно, когда родители не понимают, что ты делаешь, и ещё грустней, когда родители не понимают своего ребёнка. Бывают особенные дети. А родители не хотят видеть, что их ребёнок — другой. И тогда ничего не получается. Ты видишь проблему, а они нет. Возникает недовольство, ребёнка «форсируют», на самом деле загоняя в угол.
Часто родители не понимают, что ребёнок — это не маленький взрослый. Это даже пока не совсем человек. Когда мы говорим слово «человек», у нас возникает образ никак не ребенка. Есть такой образ — росток, бутон и цветок. То есть дитя, юноша/девушка и человек. Родители часто считают, что эти фазы выглядят как «маленький цветок, побольше цветок и совсем большой цветок». Это ошибка. И в этом бывает камень преткновения. Родители не учитывают возраста, а мы как раз с возрастом и работаем. Появилось у ребенка логическое мышление — пошли на логику работать. Потом из логики родилось мышление, собственное, а не из подражания — начинаем с мышлением работать. Но когда призывают к мышлению в возрасте младшей школы — это насилие. Мы, семья и школа, должны быть как два берега — надежные, ровные. А ребёнок течет между нами, как река. А если мы разваливаемся, ребёнку очень тяжело.
Очень важно каждого ребенка полюбить. Не как родственника, а вселенской любовью
Иначе ничего не получится. Это бывает трудно, и у меня даже бывало, когда не удавалось полюбить за все девять лет.
Собой лично я никогда не горжусь. Это всегда связано с классом. Если я чувствую гордость, это автоматически означает, что дети проявили себя хорошо. Успешный урок — это коллективная работа, и там не только мое участие.
Как повысить мотивацию
Опытные преподаватели используют самые разные приемы и методы.
Елизавета Гончарова:
«Прежде чем взять нового ученика, я провожу небольшое собеседование. И не только для того, чтобы оценить уровень знаний и «поле деятельности». Если я с самого начала вижу, что ребенок не хочет заниматься и инициатива исходит только от родителей, отказываю сразу. Заставить учиться кого-то невозможно, особенно когда этот кто-то сам не платит за занятия».
Помогает и беседа с родителями.
Апокалипсия Армагеддоновна:
«Наиболее сильная мотивация — это пригрозить разговором с родителями. Обычно дети этого не любят, потому что получают нагоняй. Иногда даже сильнее, чем за двойку в школе, ведь тут родители деньги платят».
Репетиторам сильнее, чем школьным учителям, приходится искать индивидуальный подход к ученику.
Апокалипсия Армагеддоновна:
«Кого-то мотивирует элемент соревновательности с самим собой: например, у меня ученики на скорость читают или вопросы задают и так далее. Кто-то начинает активнее заниматься, если невзначай рассказать, что другие ученики его же возраста не могут вот это и вот то. С кем-то надо активнее использовать все, что можно переложить и потрогать: карточки, игрушки и прочее. Универсальных методов нет. И то, что прекрасно работает с одним, может не сработать с другим. Надо пробовать все».
Репетитор может стать ближе к ребенку, чем школьный учитель — налаживание дружеских отношений помогает добиться результатов.
Руслана Проскурняк, репетитор с шестилетним стажем:
«Вы должны быть с учеником друзьями, и тогда нет страха, боязней и начинается магия: ребенок сам хочет учить язык, ему интересно, он хочет быть с вами на одной волне».
Елизавета Гончарова:
«Важно быть собой и выбрать тему, которая интересует и ученика, и учителя. Английский язык — это средство общения, а значит, вам никто не запрещает говорить о компьютерных играх, косметике и френдзоне»
Многие репетиторы говорят о волшебной силе похвалы, когда даже самый незначительный результат обязательно положительно оценивается.
Руслана Проскурняк:
«Есть дети, которым нужна внешняя мотивация: похвала, маленькие подарочки, разрешение поиграть в игру, тут все зависит от возраста. Для детей 7–12 лет и старше такой внешней мотивацией могут быть соревнования, поощрения, поддержка, разговоры о планах на будущее, в котором им обязательно нужно знать английский».
Обязана ли школа проводить подготовку к ЕГЭ?
А сейчас в школе к ЕГЭ не готовят? Вчера было собрание для родителей (сын в 10 классе), директор сказал, что отдельных занятий по подготовке к ЕГЭ не будет. Кому надо — ищите репетиторов или курсы. А как узнать, надо или нет? То, что сын — хорошист, как-то демонстрирует, что он сдаст ЕГЭ без репетиторов? Хотелось бы, конечно, чтобы он через 2 года поступил на бюджет (денег на платную вышку у нас нет), а для этого ведь приличные баллы нужны, да? Так вот, извините за многословие, — школа и вправду не обязана готовить к экзаменам? К ОГЭ подготовка была — дополнительные занятия раз в неделю, почему с ЕГЭ не так же? Татьяна Ляшкова
У нас в стране гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Из положений статьи 43 Конституции РФ вытекают и нормы ФЗ «Об образовании в РФ» в соответствии с которыми школа обязана давать учебный материал, входящий в школьную программу. В то же время, очевидно, что ЕГЭ как раз и включает в себя тесты и задания из школьной программы, в этом контексте наших детей готовят на уроках к сдаче итоговых экзаменов.
Остальные формы дополнительных занятий вне рамок программы – это добрая воля педагогов и администрации школы. Статья 101. Закона об образовании дает образовательным учреждениям право осуществлять дополнительную образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц (в том числе курсы по подготовке к ЕГЭ).
Кого и почему можно и нельзя пускать в школьное здание?
В прошлом году правила допуска родителей в школу были такие: заранее договариваешься с учителем (по телефону или в вотцапе), он отправляет на охрану подтверждение, что ты придешь, ты приходишь с паспортом, охранник вписывает куда-то паспортные данные и пропускает.
В этом году правила ужесточили: родители внутрь школьного здания пускаются на родсобрания и праздники (по спискам и паспортам), для встречи с учителем выбирайте другие места или общайтесь по скайпу. Думаю, в следующем году по школьному забору натянут колючую проволоку и пустят ток. Но я отвлеклась.
Сегодня дочь (8 класс) рассказала мне, что вместо физики у них была лекция в актовом зале для пяти классов. Какая-то незнакомая женщина в течение урока рассказывала детям про вред венерических заболеваний, показывая слайды с фотографиями, от которых мою дочь тошнило.
И вот я думаю — родитель в школу пройти не может никак, при этом какие-то левые тетки со слайдами — легко и просто. Это что за двойные стандарты? И имеют ли право читать подобные лекции детям, ни слова не сообщая родителям? Я бы не хотела, чтобы мой ребенок и в будущем оставался без обеда из-за тошноты, вызванной страшными фотографиями.
Что посоветуете в этой ситуации? Ольга Кружковая
В последние годы вопросы доступа родителей в образовательные учреждения становятся причиной регулярных конфликтов с администрациями школ по всей стране.
Сразу хотелось бы оговориться по поводу «тетки» с «лекциями» — по всей видимости с руководством учреждения такие лекции согласованы. Подобная профилактика различных заболеваний и пропаганда здорового образа жизни для современной школы вещь обязательная (хотя зачастую формы подачи материала и выбор лекторов вызывают недоумение!).
Теперь о формально-юридической стороне вопроса:
Организация безопасности в образовательном учреждении основана на Законах об образовании, О противодействии терроризму и Постановлении Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235.
Так вот, в федеральном законодательстве нормы, в соответствии с которой родителю т.е. законному представителю обучающегося нельзя заходить в школу, не существует!
Традиционно руководителю образовательного учреждения приходится ссылаться на ст. 19 1235-го Постановления, которая требует «исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий)». Спорным является вопрос: «Можно ли относить родителей к посторонним лицам?» С точки зрения безопасности директорам и органам образования проще всего ответить утвердительно и никого не пускать.
Для нахождения разумного компромисса между правами родителей и безопасностью детей нашим школам не хватает самой «малости» – больших зданий, оборудованных охранными системами, и финансовых средств на профессиональных (лицензированных) охранников.
Преимущества курсов и репетиторов перед школьной подготовкой к экзаменам
Школьный учитель не всегда:
- успевает обучать детей из-за сильной загруженности;
- знает какие-то детали по формату экзамена;
- понимает алгоритмы действий в заданиях повышенной сложности.
Школьники и обращаются к репетиторам, понимая, что с их помощью шансы получить высокий балл намного выше. У частных занятий немало плюсов:
- индивидуальный подход с учетом особенностей ученика;
- удобный график и необходимая частотность занятий;
- избирательное изучение материала с фокусом на пробелах в знаниях;
- систематичное изучение тем по госстандартам;
- работу в парах и группах;
- коммуникацию со сверстниками-единомышленниками, которые подбадривают и мотивируют друг друга.
И курсы, и репетиторы тщательно изучают официальные документы с сайта ФИПИ, анализируют КИМы и методические рекомендации. На основе этого они формируют рабочую программу подготовки. С ней они готовы помочь выпускникам сдать нужный экзамен: например, ЕГЭ. Такая программа включает в себя не только более тщательное погружение в темы, но и прорешивание типичных заданий. По сути, репетиторы создают готовые алгоритмы и стратегии выполнения упражнения. Это сильно облегчает работу учащимся. Помимо этого, курсы и репетиторы могут создать условия, схожие с самим экзаменом, и периодически устраивать пробный экзамен. Это психологически настраивает школьников на процесс написания ОГЭ или ЕГЭ. После таких практик им будет проще выполнить все задания и успеть все в срок. Ровно по такому принципу организована работа образовательного центра MAXIMUM Education, например. Уже больше 8 лет там успешно готовят школьников к сдаче ЕГЭ на высокий балл.
Зная преимущества курсов и компетентность репетиторов, школьному учителю можно меньше заниматься подготовкой ребят к экзаменам. А значит, можно обучать своей дисциплине, не опираясь на формат итогового тестирования. Так учащиеся получат необходимые знания на уроках в школе в полной мере. А «поднатаскаться» к экзамену они смогут у квалифицированных педагогов извне.
В итоге, все будут в выигрыше. Учитель даст ценный материал по предмету и не перегорит, частный преподаватель или педагоги на курсах обучат структуре и нюансам экзамена, а школьник успешно сдаст экзамен.
Сколько в среднем зарабатывает учитель русского языка и литературы? А от чего зависит ставка?
«В этом вопросе мне отчасти помог ютуб-канал «Все работы хороши», на котором как раз не так давно вышел ролик о зарплате преподавателей в разных регионах. Насколько я знаю даже по рассказам уже работающих преподавателей, в Москве и Санкт-Петербурге вполне реально зарабатывать около 100 тысяч. Возможно, даже больше, если участвовать в дополнительной внеклассной работе…В регионах, конечно же, все хуже — некоторые зарабатывают и 20 тысяч. Для примера, я обучалась в музыкальной школе, и мой учитель музыки по гитаре зарабатывал 11 тысяч в месяц без учета конкурсов и концертов. Конечно, здесь разброс колоссальный…Очень страшно не попасть в какую-нибудь хорошую московскую или петербургскую школу, а работать за 20-30 тысяч и жить, по нашим меркам, впроголодь. Конечно, тут всё зависит от самого молодого педагога: достаточный уровень знаний и опыт преподавания позволит заработать учителю больше, чем МРОТ.
Однако зарплата может меняться в ту и другую сторону — все зависит от количества часов, которые можно взять в день, внешкольной активности и олимпиад детей, к которым ты их готовишь. Но на это тоже нужны силы и время…Если человек горит не только преподавательством, но и своим предметом, думаю, ему будет все это даже в радость. Конечно, здесь играет роль и квалификация: если пройти магистратуру, могут принять в гимназию или лицей, и зарплата будет выше», — Алина Паташова
«Я не возьмусь за средние цифры по стране, потому как не владею статистикой, но знаю, что зарплата очень сильно зависит от региона. Допустим, в Центральных регионах, в частности в Москве, педагог получает, в среднем, около 100 тысяч рублей в месяц. Должна сказать, что сейчас картина поменялась, потому что активно набирает обороты онлайн-образование. И педагоги, которые трудятся в регионах, могут заниматься с учениками из любого уголка России, даже с ребятам, которые находятся за рубежом. Скажем, у меня есть ученики из Петербурга, Карачаево-Черкесии, Германии. Современные технологии позволяют стереть финансовые границы заработка учителей. Если говорить только о заработке в школе, здесь ставка зависит от стажа, нагрузки и квалификационной категории. Если рассчитывать только на ставку, то для того, чтобы выйти на приятный заработок, нужно проработать 7-10 лет. Выручает и частное преподавание
Так что очень важно постоянно развиваться и совершенствоваться в своей профессии. Ведь как только закостенеешь, тут же перестаешь быть актуальным в этой области
Нужно владеть навыками, необходимыми современному педагогу, в том числе, уметь использовать цифровые технологии, Интернет — от этого теперь никуда не деться. И, если ты профессионал в своей области, то работа и заработок сами тебя найдут, в этом не стоит сомневаться. В образовании это сейчас актуально, как никогда», — Французова Мария Александровна
В. Б., учитель физики
Образование: Ленинградский государственный университет, геологический факультет, кандидат геолого-минералогических наук
Стаж работы в школе: 18 лет
Лет за двадцать до прихода в школу где только не работал. И в отраслевой науке, и в академической, и на производстве. После распада СССР занимался охраной природной среды, да и другие были необычные занятия. Так что для меня круто менять жизнь — не ново. Не скажу, что легко, но и не невозможно.
Говорят: есть время собирать камни, и есть время их разбрасывать. Так вот я своих камней насобирал. Пусть теперь ловят.
Моим первым классом был восьмой. С одной стороны — подростки, сложно. А с другой — люди, они и есть люди. Если с ними по-человечески, то и они откликнутся. Только вначале недоумевал, как можно не понимать очевидных вещей? Потом научился: если человек заблуждается, нужно показать ему пагубность его заблуждений. Ведь ни один не хочет себе плохого.
Идеальный учитель — это человек, к которому можно обратиться с насущным вопросом. Учитель не учит, у него учатся. Вообще каждый учит себя сам. Насильно вбить что-то кому-то в мозг невозможно. Хороший учитель — это проводник в огромный мир возможностей и энергии, который нас окружает, но воспользоваться этим миром может только сам человек.
А ещё для учителя важно терпение. Обучение, познание — это долгий процесс, не имеющий отношения ни к педагогу лично, ни к области знаний, которую тот представляет
Надо только понять, что у нас впереди вечность, это и означает терпеть, ждать. Но не пассивно, а действуя. «Ждать, не ожидая», как говорили древние. А ещё быть бдительными, не дремать, быть готовыми практически ко всему.
Однажды у нас было собрание с классом, который вёл себя и учился совершенно отвратительно. На душераздирающий вопль одного из учителей — «И что же делать, по-вашему?» — один мальчик поднимает руку и говорит «Надо немножечко потерпеть». Он прав, хоть это и сложно.
Как перестать ругать учеников
По мнению Юлии Исаевой, вместо криков и обзывательств гораздо лучше для учителя на минуту выйти из класса, чтобы привести мысли в порядок и выпить воды
А для профилактики важно:. Осознать, что ученики — это пока еще дети.
Осознать, что ученики — это пока еще дети.
Это очень отрезвляет и помогает правильно реагировать на любую провинность со стороны учеников. Ведь учитель уже был школьником, а ребятам побыть взрослыми еще не довелось.
Искать увлечения за стенами школы.
Это помогает перестать эмоционально зависеть от событий в классе. Если у учителя есть насыщенная жизнь за пределами кабинета, он не станет срываться на детей, потому что их поведение перестанет его так сильно задевать.
Использовать юмор.
В сложных ситуациях всегда можно перевести конфликт в шутку, чтобы разрядить обстановку и укрепить авторитет.
«Отзеркаливать» отношения.
Старое доброе правило: относиться к людям так же, как они относятся к вам. Нужно, чтобы ребята усвоили, что учитель будет добр и снисходителен взамен на уважение и послушание.
Заменять ругательства на ласковые обращения.
Например, «ангел мой» в ситуации конфликта прозвучит насмешливо и при этом, скорее всего, убьет желание продолжать ссору.
Обратиться за помощью к администрации, психологу, родителям.
Если справиться с учеником мирным путем не получается, нужно найти поддержку у коллег. Если ребенок вызывающе себя ведет, возможно, это привито ему семьей. Нужно найти корень проблемы и помочь ученику от нее избавиться.
Ошибка вторая: идти у ученика на поводу
Дети быстро привыкают, что репетитор «все разжует и в рот положит». Особенно это касается домашней работы.
Татьяна Евдокимова, репетитор по английскому языку, опыт работы — 14 лет:
«Некоторые ученики привыкли делать «домашку» с репетитором, а задание от этого же репетитора не могут выполнить. И что, надо еще одного репетитора нанимать? Идти по школьной программе для репетитора легче всего, но это тупиковый вариант!»
Выход: сосредоточиться на знаниях, а не на успеваемости
Делать домашнее задание и восполнять пробелы по предмету одновременно не получится, считает автор блога Señora Profesora Елизавета Гончарова. Она отказывается делать «домашку» со своими учениками, даже если родители об этом просят. Ведь ребенок понимает, что урок короткий, репетитор берет деньги за свои услуги, а значит, обязан помочь. И поэтому перестает вникать в предмет.
Елизавета уверена: если вам важны знания ученика, тогда придется временно «забить» на текущие оценки и запастись терпением, чтобы в долгосрочной перспективе количество переросло в качество.
Татьяна Евдокимова солидарна с коллегой. Она не следует школьной программе, а занимается с учениками по своей методике. И дети начинают лучше успевать и на уроках. Задача репетитора – научить ребенка работать самостоятельно, замечает Татьяна.
Что привело к решению стать учителем русского языка и литературы?
«С детства я увлекалась литературой, поэтому выбор гуманитарного профиля был для меня очевиден. В 8-м классе у меня возникла утопическая глобальная цель: тогда я считала, что учитель для ребенка является вторым родителем, и он может помочь ему в сложных ситуациях, о которых не всегда легко рассказать родителям. Также у меня было стремление помогать детям в проблемных семьях, оказать им поддержку. Мне всегда хотелось быть опорой для них в этом нестабильном мире, и, в том числе, прививать любовь к литературе, которая тоже учит нас жизни несмотря на то, что это пережитки культурного опыта и истории в совокупности с авторской позицией
Важно, чтобы ребенок стремился к знаниям, и, самое главное, хотел обучаться, учитель может поспособствовать этому. Литературу не освоишь с такой же четкостью, как и физику с математикой, заучивая что-либо, — это достаточно большой объем, где преподавателю нужно обязательно подпитывать свои знания разными источниками, адаптировать информацию под возраст учеников
Также я помню, как перед началом занятий все садились на перемене и слушали краткое содержание заданной книги от меня – всем было интересно, и мне показалось, что это мое. Так, любовь к изучению литературы и умению ее преподавать, преподносить, привели меня к тому, чтобы стать учителем», — Алина Паташова, студентка 1-го курса РГПУ им.Герцена
«Моя история не похожа на истории тех, кто говорит, что чувствовал призвание к своей профессии с детства. Я не играла в школу с куклами, не пыталась обучать плюшевого медведя… Зато в моей жизни было две судьбоносные встречи. В старших классах школы я познакомилась с прекрасным учителем литературы — Перминовой Валерией Викторовной, которая сделала так, что мы, 30 человек класса, раз и навсегда влюбились в русскую классическую литературу. Затем я встретила еще одного преподавателя — Ирину Ивановну Мишкеткуль, которая открыла мне стихию русского языка, как явления. Поэтому я пошла в педагогический университет, чтобы, прежде всего, заниматься языком и литературой. А на 4-м курсе случилось так, что многие студенты филологического отделения решили попробовать работать в школе, и я последовала за ними. Только потом все, кто шел в школу пробовать себя в виду своих убеждений, представлений, ушли, а я осталась. Я поняла, что мне очень интересно общение с ребятами, помогать ученику улучшать свои результаты, какими бы они ни были. Даже, если стартовые условия очень скромные и сначала у ребёнка ничего не получается в предмете, всегда есть диапазон, в рамках которого можно результаты улучшить. И вот когда у тебя получается помочь ребенку это сделать, — это, пожалуй, высшее наслаждение в профессии. Ощущение, что ты помогаешь ребятам развиваться, оказалось настолько важным для меня, что я решила остаться и уже работаю учителем 15 лет», — Французова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы «Ногинской гимназии»