Объяснение чуда
Вообще, феномен нетленных мощей известен в разных странах. Некоторые монахи, жившие на Тибете, покидали этот мир, уходя в глубокую медитацию, близкую к анабиозу. Так поступали и последователи йоги. А их тела постепенно мумифицировались.
Данной теме посвящена статья «О погребении и меморизации бурятских буддийских священнослужителей», которую совместно написали доктор исторических наук Сэсэгма Жамбалова и преподаватель Хуртэйской средней школы Арюна Суворова. Их работа вышла в журнале «Ученые записки ЗабГУ» (№ 2 за 2015 г.). В ней исследовательницы рассказали, как бурятские религиозные деятели объясняют феномен Д.-Д. Итигэлова.
Как выяснилось, местные ламы считают, что их именитый предшественник, будучи великим учителем, сумел в какой-то степени обойти смерть. Он осознанно замедлил все процессы жизнедеятельности, перейдя в особое состояние, которое называется самадхи.
Правда, данный способ ухода от земных тягот требует длительной подготовки, абсолютной отрешенности от мирских дел, полного самоконтроля и поразительной силы воли. При этом сознание Посвященного покидает наш мир, а его тело не разлагается, поскольку на тонком плане сохраняет таинственную связь с духом человека.
Многие люди верят, что Д.-Д. Итигэлов может однажды вернуться к живым, выйдя из состояния самадхи. Считается, что бурятский святой постиг великую реальность Пустоты. Этим и объясняется его феномен.
А вот Пандито Хамбо Лама Д.Б. Аюшеев, нынешний глава российских буддистов, предполагает, что стихия земли в течение 75 лет сохраняла тело Д.-Д. Итигэлова нетленным, поскольку незадолго до смерти он совершил ритуал вложения пяти священных сосудов для духов – хозяев местности, заручившись их поддержкой.
« Черные Земли: почему самая страшная пустыня России увеличивается
Научное объяснение не найдено
В 2002 году тело потревожили вновь. На этот раз, кроме группы буддистских монахов на раскопках присутствовали и ученые. Они решили провести эксперимент, чтобы найти ключ к разгадке феномена. Но сделать это оказалось не так просто.
Профессор Галина Ершова выяснила, что в теле монаха содержится огромное количество брома, что ограничивает любую чувствительность в теле человека. По ее предположениям, Итигэлов при жизни намеренно употреблял в пищу большое количество бобовых, богатых на микроэлемент бром. Затем он просто ушел в транс и организм отключился.
Другие ученые, исследовавшие останки тела, не смогли дать никаких точных данных в отношении феномена.
В последние годы с телом усопшего стали происходить физические изменения. Его масса уменьшилась на пятнадцать килограммов, черты лица расплылись. Тело монаха превратилось в мумию.
Нетленные останки поместили в специальный сосуд. Теперь прихожане приходят к великому монаху, чтобы поклониться ему и совершить молитву.
Оживает или умирает
Известный востоковед, доктор исторических наук Наталия Жуковская посвятила бурятскому святому статью «»Феномен Итигэлова»: версии религиозные, научные, антинаучные и другие», которая вошла в книгу «О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969-2011» (М., 2013 г.). Исследовательница рассказала, что посетила Иволгинский дацан в 2005 г. И тогда в беседе с местным ламой узнала, что нетленные останки… потеют. Поэтому монахам приходится ежемесячно переодевать святого.
Действительно, многие ученые признают: тело Д.-Д. Итигэлова довольно быстро меняется. У него растут ногти и волосы, а при повышении температуры воздуха на коже проступает пот. Через два года после эксгумации исследователи заметили, что ткани нетленных останков стали гораздо более упругими, а вес тела уменьшился на 15 кг, что объясняется значительной потерей влаги. Ученые считают, что перечисленные изменения свидетельствуют о начале процесса мумификации останков.
А директор института Пандито Хамбо Ламы Итигэлова Янжима Васильева, внучатая племянница бурятского святого, придерживается противоположной точки зрения. В интервью «Комсомольской правде» она рассказала, что ее родственник постепенно возвращается к жизни. Статья под заголовком «У нетленного ламы чернеют волосы и повышается температура тела» вышла 24 ноября 2011 г.
«Сегодня ученые отмечают, что Хамбо Лама Итигэлов стал еще живее. У него почернели волосы. Доказательство тому съемка 2002 года, на которой видно, что его волосы были наполовину седые», – подчеркнула Я.Д. Васильева.
Кроме того, температура тела Д.-Д. Итигэлова поднимается с обычных 22°С до 34°С. И происходит это в те дни, когда к нему со своими просьбами приходит много людей. А это значит – Хамбо Лама реагирует на встречи с паломниками.
Тело Даши-Доржо Итигэлова осталось в тайне
По прошествии 30 лет последователи Итигэлова сделали то, о чем он просил, эксгумировали его останки на кладбище в Хухе-Зурхене.
Они обнаружили, что тело их духовного лидера все еще находится в позе лотоса. Что было самым удивительным, так это то, что спрятанное тело все еще оставалось совершенно неповрежденным, бросив вызов природному императиву разложения.
Однако они знали, что его тело должно оставаться скрытым. Хотя Сталин был мертв, советская власть оставалась абсолютной, и было слишком опасно раскрывать местонахождение тела Итигэлова.
«Тогда никто не мог об этом говорить», — сказал 25-й нынешний Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев. «Вернуть его в храм — это было запрещено, невозможно. Поэтому его посадили обратно».
В 1973 году тело подвижника было снова раскопано, исследовано, а затем снова помещено под землю.
Уход из жизни и его дальнейшая судьба
По словам Итигэлова, он знал, как минимум, о трех своих реинкарнациях. Для верующих, он был перерождением первого Хамбо-Ламы Заяева, основателя буддизма в России, который родился в 1702 году. В подтверждение этого, он точно указал на место, где были зарыты ваджра и колокольчик Заяева. После находки древних реликвий, на этом месте возвели дацан. В 1917 году в связи с ухудшением здоровья он ушёл с поста Пандито Хамбо-Ламы и вернулся в Янгажинский дацан. Там он занимался просветительской и лечебной деятельностью, но некоторые мистики предполагают, что он предвидел свою судьбу при И.В. Сталине.
Витоге, в июне 1927 года Даши Доржо дал последнее наставление своим ученикам и попросил их помочь провести обряд называемый «Благопожелание уходящему». По своей сути – это молитва покойного, которую просил помочь прочитать своих учеников. Никто не поддерживал по началу задумку Итигэлова и он начал читать молитву сам, после чего ученики подхватили его слова. По окончании ритуала, Итигэлов принял позу «Лотоса» и ушел в нирвану. После этого события его, в такой же позе положили в саркофаг (бумхан) в кедровом кубе и захоронили в месте под названием Хухэ Зурхэн. В 1955 году Пандито Хамбо-Лама Лубсан-Нима Дармаев, тайно от правительства, вместе с учениками, подняли тело Итигэлова и, оно и вправду оказалось нетленным, провели необходимые обряды. Заменив его одежду, они поместили его обратно в саркофаг. В 1973 году Пандито Хамбо-Лама Жамбал Доржо Гомбоев ещё раз подняли тело и убедились, что его тело в годном состоянии. К концу XX века все ученики Этигэлова погибли, и он начал приходить во снах к нынешнему главе буддийской сангхи. В 2002 году его тело в саркофаге нашли и откопали с глубины 1,5 метра спустя почти 90 лет.
Читайте: Вулкан Карисимби спящий стратовулкан Руанды.
Научное изучение тела ламы
Тело Итигэлова оказалось нетронутым; сейчас он находится в Иволгинском дацане. С естественнонаучной точки зрения это явление не поддается объяснению. Такой биологический объект, как тело Итигэлова, с которым никто ничего не делал, не мумифицировал, не забальзамировал, существовать не может. Но он существует.
Буддийские власти Бурятии разрешили светским ученым изучить феномен нетленного тела Пандита Хамбо Ламы XII. Опыт Академии наук неоднократно показывал, что белковая структура тела Итигэлова соответствует белковой структуре живого человека. Потеет, толстеет, кожа мягкая и эластичная, подвижность пальцев и локтевых суставов сохранена, глазные яблоки есть, внутренние органы целы и т.д. Не более двенадцати часов назад выглядит как тело умершего человека. Во время последней конференции «Феномен Хамбо ламы Итигэлова» в Буддийском университете в 2009 году три старших буддийских лидера из России, Монголии и северной Индии измерили температуру тела Итигэлова. Он достигал 34 градусов и обычно колеблется от 18 до 23 градусов. Это не мумия и не реликвии. Это экстраординарное событие, которое наука пока не может объяснить.
По словам руководителя отдела идентификации личности Российского центра судебной медицины Виктора Звягина, были взяты образцы волос, частичек кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции обладают характеристиками in vivo — для сравнения были взяты аналогичные образцы у живых людей. Запаха трупа нет ни при открытии саркофага, ни сейчас. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в организме ламы превышает норму в 40 раз.
В ходе эксгумации выяснилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами повредила его кожу — высушила ее» (по словам Звягина, соли в саркофаге не было до 1973 года). Этим, в частности, можно объяснить феномен колебаний массы тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Сухие ткани или соль могут поглощать водяной пар, увеличивая в наши дни вес вашего тела. Затем лишняя влага испаряется с поверхности тела, как пот. В первые годы после открытия саркофага тело прибавляло в весе до 2 кг в год. За 6 лет вес увеличился на 5-10 кг и составил 41 кг.
Лама Итигэлов мог достичь состояния нирваны
Буддисты считают, что состояние тела ламы Итигэлова, не имеющее аналогов в истории, является свидетельством того, что он достиг состояния пустоты. Таким образом, он стал источником вдохновения для многих лам и новичков, следующих духовным путем, а также для последователей буддийской веры. Многие были уверены, что тело Итигэлова обладает целебными свойствами, и к Иволгинскому стекались паломники, чтобы прижаться лбами к платку ламы. Инвалидные коляски и костыли часто оставляли возле тела в знак выздоровления.
Нынешний Хамбо-лама приказал положить тело ламы Итигэлова на второй этаж одного из четырех храмов монастыря.
23 апреля 2003 года буддийская конференция признала тело Даши-Доржо Итигилова одним из священных буддийских объектов России. По состоянию на 2005 год тело Итигэлова держали на открытом воздухе, в контакте с другими людьми, без соблюдения каких-либо режимов температуры или влажности.
Буддийские монахи подходят к нему как к живому и здороваются с ним за руку. Некоторые преданные даже утверждают, что Итигэлов все еще жив, только погруженный в состояние, подобное спячке или нирване.
Сначала немного исторических фактов
Буддизм на территории современной Бурятии уходит корнями во 2 век до нашей эры. Однако о массовом проникновении религиозного учения в Забайкалье можно говорить лишь, начиная с 17 века.
После того, как в 1722 году официально были определены государственные границы между Монголией и Россией, племена бурятов заняли свое место в составе Российской империи.
1741 год ознаменовался еще одним значимым событием для последователей Будды: царствующая Елизавета Петровна подписала указ, в котором буддизм получил признание, как официальная государственная религия, а ламы обрели подтверждение своей главенствующей роли в рамках конфессии.
Начиная со второй половины XIX века школы и монастыри становятся оплотом прогрессивного духовного, научного развития для бурятов.
Демонические времена для всех религиозных конфессий настали с событиями 1917 года. Назвав религию «опиумом», 18-й год прошлого столетия ознаменовался выходом закона, отделяющего все религиозные течения от государства.
Буддизм в борьбе власти с инакомыслием не стал исключением. Происходило масштабное уничтожение созданных веками и накопленных духовных знаний. Более 1800 лам, отличавшихся высоким уровнем образованности, подверглись репрессиям, сотни отправлены в тюрьмы, на каторгу, были расстреляны. Буддийские храмы превращались в скотобойни, цинично разрушались.
Следующий период оттепели и начинающегося возрождения приходится уже на послевоенное время, когда в 46-м году прошлого века было получено разрешение открыть два дацана: Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском национальном округе Читинской области.
Период, начиная с 1991 года, можно смело назвать вторым настоящим возрождением буддийского движения на территории России.
Спустя 75 лет
В 2002 г. истек срок, объявленный самим Д.-Д. Итигэловым. И его останки были эксгумированы уже в третий раз. Об этом доктор исторических наук Галина Ершова написала в статье «Духовный подвиг в истории буддизма России», опубликованной в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» (том 63, № 4 за 2018 г.).
Исследовательница отметила, что люди, вскрывшие захоронение, почувствовали приятный запах. Они также были удивлены: тело, пролежавшее в земле 75 лет, выглядело «как если бы это был живой человек».
С тех пор нетленные останки Хамбо Ламы находятся в Иволгинском дацане – буддийском монастыре, что расположен в 35 км от Улан-Удэ. Тысячи паломников приходят со своими просьбами к святому, который сидит в позе лотоса в специальном стеклянном кубе.
С 2002 г. многие ученые проводили исследования в Иволгинском дацане. И все они с удивлением признают: суставы тела не потеряли своей гибкости, кожа мягкая и теплая на ощупь, органика тканей соответствует живому человеку. К тому же, нет ни намека на бальзамирование останков, что хоть как-то могло объяснить отсутствие трупного запаха. Глаза, волосы, брови, ресницы, зубы – все это прекрасно сохранилось.
Ученые признают, что современная наука не в состоянии объяснить феномен Д.-Д. Итигэлова.
Лама Итигэлов тщательно готовился к уходу из этого мира
В 1927 году, когда ему было 75 лет, русский духовный лидер ушел со своей должности и стал обычным монахом. Он также подготовился к своему уходу из этого мира. Он придерживался определенной диеты и принимал определенные вещества, затем он собрал своих учеников и объявил о своем плане умереть. Он специально договорился и попросил, чтобы его поместили под землю после его смерти.
Даши-Доржо Итигэлов посоветовал своим последователям навестить его и посмотреть на его тело через 30 лет. Очевидно, он знал то, чего в то время не знал никто.
Как гласит история, он сел, скрестил ноги в позе лотоса, начал медитировать и, воспевая молитву за умерших, а затем умер. Его тело было помещено и похоронено в деревянном ящике, сидя в вертикальном положении в позе лотоса, согласно его инструкциям.
Уход и возвращение
Дело в том, что Даша-Доржо Итигэлов родился через 75 лет после смерти первого Хамбо-Ламы Дамбы Даржа Заяева, чьим
перерожденцем его признали буддисты. Ушёл в медитацию тяжело больной Хамбо-Лама в возрасте 75 лет, наказав ученикам вскрыть его могилу и посмотреть тело – тоже через 75 лет
Мы не знаем, в чём состояло значение этих циклов, просто обращаем на них внимание.
Помимо науки, 12-й Хамбо-Лама активно занимался общественной деятельностью, главным образом, благотворительностью. Во время первой мировой войны им было создано «Общебурятское общество», в которое вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, огромные деньги по тем временам. Собирали также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности.
В июле 1917 года, на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде, Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан. В воздухе пахло революцией, и Хамбо-Лама уже видел, что произойдёт. Однажды на дороге Даши-Доржо Итигэлов встретился с возвращающимся из Монголии Агваном Доржиевым. Рассказывают, что Итигэлов сказал Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки — в живых они Вас не оставят». Агван Доржиев, стремившийся к диалогу с новой властью, в ответ спросил: «Почему не уезжаете сами?». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».
Действительно, вскоре начались репрессии, в ходе которых были убиты многие духовные лица, в том числе, буддийские ламы. Но Даша-Доржо Итигэлов ушёл раньше. 15 июня 1927 года он сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в
состоянии медитации, Даша-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану. Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.
Возвращение Хамбо-Ламы вначале происходило в тайне. Согласно завещанию, в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн. Убедившись в неизменности состояния Хамбо-ламы, ламы провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили тело в бумхан. В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Итигэлова и убедились в сохранности тела.
А 7 сентября 2002 года, через 75 лет после ухода Учителя, восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель улуса Гильбира, указал XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву местонахождение Хамбо-ламы Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. 10 сентября саркофаг вновь был поднят. Выполнив необходимые ритуальные действия, тело перенесли в Иволгинский дацан. 31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. Нетленное тело Учителя было торжественно препровождено в храм. С тех пор нетленное тело Хамбо-Ламы представляет собой объект поклонения верующих и неразрешимую загадку для учёных.
Научное наследие Хамбо-Ламы составляют более пятидесяти книг по буддизму, в том числе труд по тибетской фармакологии «Жор». Практик высочайшего уровня, на основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений.
Заглавное фото: BioBloger
Был ли лама Итигиэлов живым и мертвым более 75 лет?
Впервые в 2002 году тело Даши-Доржо Итигэлова было перенесено в Иволгинский дацан и впервые публично обнародовано через 75 лет после его смерти в 1927 году. Открывшие гроб ламы носили хирургические маски, но в них не было необходимости.
Обследование показало, что его тело слегка разложилось после эксгумации, но все еще находилось в замечательном состоянии сохранности. Это условие сбило с толку ученых и привлекло тысячи верующих.
Были проведены анализы, которые показали содержание различных элементов в тканях. Оказалось, что стронция и бария много.
Было также ясно, что Итигэлов специально принимал бром для подавления своей мозговой активности и переключения в состояние отключения сознания.
Пока они осматривали тело, начался процесс мумификации. Его поместили в стеклянный саркофаг. Затем, через некоторое время, этот саркофаг начал покрыться влагой. Другие считали, что он давал им знаки.
Галина Ершова, профессор антропологии Российского государственного гуманитарного университета, считает, что в момент попадания влаги лама умер, прожив в определенном состоянии более 75 лет.
Завещание ламы
Уходя, Итигэлов заручился обещанием учеников, что те выполнят его последние прижизненные наставления. Указания касались того, каким образом следует распорядиться телом Учителя:
- По достижении ламой уровня нирваны, необходимо было поместить его в саркофаг из кедрового дерева, сохранив привычную для медитации позу лотоса, и захоронить.
- Обязанность учеников – периодически контролировать состояние тела ламы. Были названы конкретные даты в 57-м и в 73-м году прошлого века. Если, осматривая тело, были бы отмечены признаки тления плоти, тело нужно было придать огню.
- Открыть кедровую усыпальницу необходимо было ровно спустя 75 лет. Именно через этот срок Великий лама назначил свое возвращение.
Захоронение проверялось по указанию главы буддийского движения того времени дважды, в 1955 и в 1973 годах. Каждый раз обнаруживалось отсутствие каких-либо изменений в состоянии Итигэлова.
Провидческий дар Итигэлова
Позже он напишет книгу с уникальными рецептами, которыми ламы пользуются до сих пор. Уникальность книги в том, что там описаны современные заболевания, в том числе и онкологические. Приведённые там рецепты до конца ещё даже не изучены, но то, что они помогают исцелиться – это проверенный факт.
В 1911 году Император утверждает Итигэлова в должности главы буддистов России. Хамба-лама присягает Николаю II на верность. Этим решением были довольны не все. Монахи Тамчинского дацана хотели видеть на этом посту другого человека. И они провели обряд наведения порчи на того, кто должен был войти в ворота. Итигэлов подъехав к воротам дацана почувствовал неладное. Он приказал своим ученикам разобрать часть ограды и сквозь дыру в заборе прошёл внутрь дацана. После этого его недруги поняли, что перед ними великий прорицатель.
Позже свой провидческий дар Итигэлов не раз использовал на благо людям. Он предвидел гонения на лам и разрушение храмов при Советской власти. Он предсказал, что в дацанах будут забивать скот. И действительно, в развалинах взорванного Аннинского монастыря устроили скотобойню, конюшни и загоны для скота. А в Тачинском дацане, где располагалась резиденция главы буддистов, в советские времена содержали заключённых.
В 1913 году праздновалось 300-летие дома Романовых. Итигэлов каждому члену царской семьи преподнёс подарки. Наследнику престола, цесаревичу Алексею, он вручил статуэтку богини – избавительницы от скорой насильственной смерти. Символичный подарок, не находите?
Статуэтка не помогла справиться с чудовищной силой, уничтожающей всё на своём пути, но авторитет Итигэлова и вера в его необычайные способности были так велики, что появились слухи о чудесном спасении царевича Алексея. Если это правда и подарок хамбо-ламы спасла жизнь наследнику Романовых – это имело бы огромное сакральное значение для нашей страны.
Религиозная деятельность буддийского ламы
Религиозная деятельность Итигэлова является также достаточно интересным моментом в жизни священнослужителя. Он, будучи в сане ширээтэ, в начале русско-японской войны проводит обряды по защите уходящих на фронт жителей тех земель. В период самих боевых действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны ширээтэ строит Чойра-дуган и Дэважин-дуган. При этом Этигэлов жертвует в строительство храмов все свое состояние (около 15 тысяч рублей). Даши Доржо будучи в чине ламы лечил царских особ и присутствовал на их праздниках. Известно, что Итигэлова почитали Николай II и он был приглашен на праздник посвященный 300-летию дома Романовых. Так же в 1913 году лама провел торжественную службу за здравие императора и всего царского дома в Санкт-Петербурге. По возвращению из Питера, началась Первая мировая война. По запросу Итигэлова было создано «Общебурятское общество». Основной задачей общества была помощь государству в материальном обеспечении в ходе войны. Они собирали средства, за которые покупали продукты питания, одежду, обувь, средства личной гигиены и отправляли в госпитали и на фронт. За эти дела буддийский лама был награждён высшей наградой Монголии – Орденом Драгоценного Жезла, а спустя год – Орденом Святой Анны II степени с Российской стороны.
Читайте: Маг Радомир – живой человек которому 12 тысяч лет.
Неразгаданная тайна монаха
К изучению феномена Итигэлова были привлечены лучшие научные сотрудники-криминалисты, медицинские эксперты. Более трех лет длились исследования. Биологический материал, который удалось получить: участки кожи, ногтевых фаланг и волос монаха, подвергались детальному изучению при помощи новейшей современной техники.
Выводы, которые сделали эксперты, коротко можно изложить так:
- отсутствуют какие-либо признаки бальзамирования тела или его искусственной консервации;
- сохранены все внутренние и наружные органы, органы чувств, совершенно отсутствуют признаки их разрушения;
- при спектральном анализе образцов ткани не было обнаружено данных, характерных для разрушения белковых молекул, ткани выглядели так, как будто монах до сих пор жив;
- тургор кожи сохранен, все суставы подвижны, отсутствуют специфические запахи, сопровождающие процессы разложения плоти;
- тело оказалось способно к поддержанию и сохранению тепла до 34 градусов, тогда, как температура окружающего воздуха в момент произведения измерений колебалась от 17 до 23 градусов.
Ученые столкнулись с необъяснимым, с точки зрения современной науки, явлением. До сих пор неизвестно, как можно назвать состояние, в котором пребывает монах, ведь на клеточном уровне было достоверно подтверждено присутствие некого подобия признаков жизнедеятельности.
На основании проведенных научных исследований, учеными была сформулирована гипотеза о великой роли мысли, сознания, неизученных возможностях головного мозга.
Эти пророческие слова Пандито Хамбо Ламы XII звучат, как наставление современному мировому сообществу. Монах является автором более 50 философских трактатов, однако, лучший учебник, оставленный им в назидание всем живущим – это его тело, демонстрирующее силу мысли и духа над плотью.
Акт наружного осмотра эксгумированного трупа, проведенного в помещении Иволгинского дацана.
Осмотр эксгумированного трупа производился 11.09.02 г. в одном из помещений Иволгинского дацана при смешанном искусственном и естественном освещении, по просьбе и в присутствии его служителей.
Осмотру подлежал деревянный короб, в котором находился труп покойного, сам труп и другое содержимое.
Короб из струганых и окантованных досок хвойных пород дерева (кедр?), светло-желтого цвета, состоит из дощатого основания, двух съемных четырехсторонних боковин и крышки. Доски сухие, без признаков гниения, растрескивания и рассыхания. Крепление досок между собой с использованием фигурных пазов и металлических гвоздей.
При снятии крышки и двух съемных боковин установлено следующее: на основании, окантованном четырьмя обрезными досками, имеется спинка, обшитая шелковой тканью с рисунком в виде орнамента кремового и коричневого цветов. В спинке имеются прорези, через которые продернуты шелковые тесемки.
На данном основании находится труп мужчины в сидячем положении, причем ноги трупа согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены. Предплечья рук лежат на бедрах. Голени в области голеностопных суставов и кисти рук перевязаны шелковыми тесемками. Спина трупа прислонена к спинке основания, голова трупа, туловище фиксированы к спинке посредством шелковых тесемок.
Голова трупа обмотана кусками тонкой шелковой ткани. На теле трупа имеется халат из шелковой ткани оранжевого цвета. Ткань халата, обшивка спинки основания сухие, без признаков гниения. Прочность, окраска тканей сохранена. Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись.
Между телом трупа и стенками короба находилось сыпучее, мелкокристаллическое вещество серо-белого цвета без запаха, более спрессованное в нижних отделах ящика. Труп был извлечен из короба и помещен на деревянный постамент, одежда снята. Произведен туалет кожных покровов посредством обметания волосяными кистями.
При этом установлено следующее: кожные покровы светло- серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений.
Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких- либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено.
Д.А. Горин, заведующий танатологическим отделом РБСМЭ; И.А. Вологдин, заведующий отделением медицинской криминалистики РБСМЭ; 3.М. Мандарханов, врач, судебно-медицинский эксперт.
Наука и выводы
То, что тело Этигэлова остаётся нетленным, по сей день остаётся загадкой для учёных. После вскрытия его саркофага, в 2002 году, его некоторые участки кожи были повреждены. Это объясняется тем, что в саркофаге было обнаружено обильное количество соли. Учёные признают, что тело ламы остаётся жизнеспособным и он в любой момент может проснуться из анабиозном сна. Сам факт того, что учёные признали жизнеспособность тела Этигэлова, наводит на мысль несовершенном представлении нашего мира. Учёных этот факт заставляет задуматься над этим феноменом, а верующих заставляет верить ещё больше.