Победители конкурса евровидение всех лет (1956-2023)

История европы в 66 отражениях. как евровидение отражает изменения в европейском обществе и культуре

Колониальная Европа и шокирующие «традиционные ценности»

В первые годы существования Евровидение, конечно, еще не было тем огромным фестивалем, который мы привыкли видеть в нем сегодня. Состав стран-участниц постепенно расширялся, хотя конкурс всё равно больше напоминал соседское соревнование между центральноевропейскими государствами. Несмотря на окончание Второй мировой войны, в то время в некоторых странах еще не были решены старые территориальные вопросы. Например, Франция активно участвовала в конкурсе вместе со своими африканскими колониями. Крупнейшая из них — Алжир — ныне является самостоятельным членом Европейского вещательного союза. Наиболее интересным феноменом в этом контексте является, пожалуй, Австралия. Вплоть до 1980-х страна юридически оставалась в составе Великобритании, успешно выступавшей на Евровидении все эти годы. В настоящее время Австралия регулярно участвует в конкурсе уже как независимый соперник.

В 1961 году интерес к Евровидению внезапно проявила Югославия, став, таким образом, первым социалистическим государством в списке участников. Тогдашние власти этой балканской федерации были заинтересованы в международном признании, а связи с СССР оказались частично прерваны, так что социалистическая Югославия обратила свой взор на более либеральную Западную Европу. Стоит отметить, что страна участвовала в Евровидении вплоть до 1990-х годов и один раз даже одержала победу.

Go_A — «SHUM»

Украинская группа Go_A, выступившая на конкурсе с песней «SHUM», набрала 364 балла и заняла пятое место. К слову: это второй раз, когда песня, исполненная полностью на украинском языке, представляет страну на Евровидении! В основу текста легла украинская веснянка «Шум».

На трек был снят музыкальный клип, набравший 6 млн просмотров, в котором люди танцуют в защитных костюмах. Многие посчитали это отсылкой к пандемии, однако сами участники группы заявили, что это лишь эксперимент…

Go_A — украинская группа, объединяющая в своём творчестве украинский аутентичный вокал, танцевальные биты, африканские барабаны и мощный гитарный драйв. Достойная команда, как, в общем-то, и место в конкурсе.

Конкурс вымышленных персонажей

Благодаря расширению возможностей медиапространства музыкальные выступления постепенно превращаются в мини-спектакли, и в некоторых случаях участники создают цельный образ артиста специально для конкурса. Так, в 2006 году от Исландии на конкурс отправилась певица Сильвия Найт. Вызывающе одетая девушка с вычурным контрастным макияжем являла собой образ эгоизма и небрежного отношения к окружающим. В своей песне она осуждала других людей, превозносила собственную личность и поздравляла всю «нацию Евровидения» со своим появлением. Кроме агрессивно-игривого номера на сцене, где она изображала телефонный разговор с богом, Сильвия Найт раздавала грубые интервью и в одном из них нелестно высказалась о другой участнице, использовав при этом ненормативную лексику. Как выяснилось позднее, образ Сильвии был придуман специально для участия в конкурсе

Исландская актриса Августа Эва Эрленсдоттир стремилась обратить внимание общества на отрицательные качества в современных ей людях

В следующем году на Евровидении появилась Верка Сердючка. Ослепив зрителей блестящим в прямом смысле номером, Андрей Данилко сумел создать универсальный собирательный образ вечного позитива и неугасаемой энергии. Уступив победу Сербии, занявшая второе место Верка Сердючка до сих пор сохраняет невероятную популярность в Европе и остается одним из узнаваемых брендов конкурса. Еще большую скандальность, а благодаря этому и обсуждаемость этой конкурсной заявке обеспечил текст песни Dancing Lasha Tumbai, схожий по звучанию с антироссийскими заявлениями тех лет.

Феномен непобедившей, но получившей всемирную популярность Сердючки не стал исключением. В начале 2000-х от России на конкурс отправилась группа t.A.T.u, к тому моменту уже доминирующая в крупнейших мировых поп-чартах. Несмотря на невероятную поддержку зрителей и успех в голосовании, Юля Волкова и Лена Катина заняли тогда только третье место. При этом победительница из Турции обошла девушек всего на три балла, чем лишь добавила t.A.T.u любви фанатов. Еще на заре конкурса похожая ситуация сложилась с Доменико Модуньо. Его песня Nel blu, dipinto di blu, известная как Volare, стала третьей, но после конкурса получила огромный коммерческий успех и намного обошла в этом победившего участника.

Maneskin, Go_A и Blind Channel – кого засудили на «Евровидении»-2021

Может прозвучать странно, но засудить могут даже победителей. Когда начали объявлять баллы от жюри, о лидерстве Maneskin и Италии речи не шло. Нельзя сказать, что их совсем не заметили и проигнорировали – все-таки у Maneskin 206 баллов и четвертое место в рейтинге жюри. Однако в лидеры у экспертов вырвались двое других участников – швейцарец Gjon’s Tears (267 баллов) и француженка Барбара Прави (248). И если французская исполнительница набрала довольно много баллов и от зрителей – 251, то швейцарского певца будто бы «тянули» – зрители поставили его лишь на седьмое место, дав 165 баллов.

Кому совсем не повезло, так это украинской группе Go_A. Отличная фольклорно-танцевальная песня «Shum» понравилась аудитории, которая поставила ее на второе место с 267 баллами, а жюри отдали ей только девятое место и 97 баллов. Финская группа Blind Channel, конкурировавшая с Maneskin за симпатии рок-фанатов, собрала целых 218 баллов от зрителей. Если бы исход «Евровидения» определялся исключительно публикой, они бы заняли четвертое место. Но жюри дали финским рокерам 83 балла и 11-е место.

В итоговой таблице и Украина, и Финляндия все равно отхватили достаточно высокие места – пятое и шестое соответственно. Тем не менее, предвзятость налицо.

В самом расцвете: новые правила и новые фавориты

Новое десятилетие началось с уникального события — на Евровидении победило Монако. Это крохотное государство на тот момент участвовало в конкурсе уже пятнадцать лет, однако никто не ожидал, что такая нецентровая страна сумеет одержать победу. По правилам победитель проводит конкурс у себя на следующий год, однако в Монако для этого просто не нашлось подходящей крупной площадки, и было принято решение о проведении конкурса в Эдинбурге. Уникальность случая с Монако в том, что ни разу больше за историю Евровидения победа не доставалась микрогосударству. После нескольких крайне неудачных попыток уже в 2000-е, ссылаясь на безуспешное участие и «дискриминацию микрогосударств», конкурс покинула Андорра. Сан-Марино на данный момент сохраняет свое участие, но скорее в чисто репрезентативных целях. А зрители из Сан-Марино не участвуют в отдельном телеголосовании, так как в этой стране используются телефонные номера, зарегистрированные в Италии.

Обновленное понимание сцены

Предвестником новой эпохи на Евровидении и во всей Европе стала победа в 1998-м израильской певицы Даны Интернэшнл со знаменитым хитом Diva. Дана — трансгендерная персона. В то время вопросы признания человеческого разнообразия оставались в публичной сфере крайне неоднозначными, однако мировое сообщество уже предпринимало попытки решить их. Одно только появление Даны Интернэшнл на большой международной сцене произвело фурор среди зрителей, а развитая телекоммуникационная сеть лишь подогрела интерес к конкурсу и к затрагиваемым в его контексте вопросам. Такая победа предопределила стратегию существования Евровидения в новом тысячелетии: теперь это было не просто музыкальное событие, но и возможность в игровой форме заявить о насущных социальных проблемах.

Нулевые стали одним из наиболее важных этапов в истории Евровидения. Общеевропейское ощущение свободы, открытость коммуникаций и визуальное обогащение за счет развития технологий нашли свое отражение и на сцене конкурса. Если до этого сохранялась значимость гармонии формы и содержания, то теперь содержание зачастую отходило на второй план. Это легко подтверждается тем фактом, что дважды за небольшой срок Бельгия отправляла на конкурс песню на полностью выдуманном языке. При этом один раз она заняла второе место, а другой — ограничилась вхождением в топ-20.

Что не так с оценками в 2021 году

Таблица с результатами голосования на «Евровидении»-2021

О разнице между вкусами жюри и публики говорят уже много лет. В 2015 году фаворитами зрителей были итальянцы (да, снова) Il Volo, которые в итоге заняли третье место. В 2016-м публика отдала свои голоса россиянину Сергею Лазареву, который тоже занял третье место. Бывает и единодушие: в 2017 году Сальвадор Собрал одинаково понравился всем, а в 2019-м голландец Дункан Лоуренс уступил лишь незначительное количество баллов фаворитам жюри – македонской певице Тамаре Тодевской и шведскому исполнителю Джону Лундвику.

Однако в 2021-м разрыв между экспертными и народными предпочтениями бросался в глаза. Швейцарский певец Gjon’s Tears набрал на 100 с лишним баллов меньше от зрителей, чем от жюри (267 против 165). У итальянцев Maneskin – такой же разрыв, но в обратную сторону, 318 баллов от публики и 206 от жюри. У украинцев Go_A – еще больше, целых 170 очков: зрители дали им 267 баллов, а члены жюри – только 97.

Голосование – кульминация вечера. Существует целый тип поклонников «Евровидения», которые смотрят только голосование, пропустив выступления. Обычно лидер становится понятен довольно быстро. В 2021 году все было совсем не так – именно из-за большого разрыва в голосах жюри и аудитории.

Полный список победителей Евровидения по годам (1956 — 2023)

Смотрите тех, кто создавал прекрасную историю великого конкурса Евровидение

Год Страна Победитель Победная песня Смотреть
1956  Швейцария Лиз Ассия «Refrain» Смотреть
1957  Нидерланды Корри Броккен «Net Als Toen» Смотреть
1958  Франция Андре Клаво «Dors mon amour» Смотреть
1959  Нидерланды Тедди Схолтен «Een beetje» Смотреть
1960  Франция Жаклин Буайе «Tom Pillibi» Смотреть
1961  Люксембург Жан-Клод Паскаль «Nous les amoureux» Смотреть
1962  Франция Изабель Обре «Un premier amour» Смотреть
1963  Дания Грета и Юрген Ингманн «Dansevise» Смотреть
1964  Италия Джильола Чинкветти «Non ho l’eta (per amarti)» Смотреть
1965  Люксембург Франс Галль «Poupée de cire,poupée de son» Смотреть
1966  Австрия Удо Юргенс «Merci Chérie» Смотреть
1967 Великобритания Сэнди Шоу «Puppet On a String» Смотреть
1968  Испания Массиель La, la, la… Смотреть
1969  Нидерланды
 Испания
Великобритания
 Франция
Ленни Кюр

Саломе

Лулу

Фрида Боккара

«De troubadour»

«Vivo cantando»

«Boom Bang a Bang»

«Un jour, un enfant»

Смотреть   Смотреть   Смотреть   Смотреть
1970  Ирландия Дана «All Kinds of Everything» Смотреть
1971  Монако Северин «Un banc, un arbre, une rue» Смотреть
1972  Люксембург Вики Леандрос «Après toi» Смотреть
1973  Люксембург Анна-Мария Давид «Tu te reconnaîtras» Смотреть
1974  Швеция ABBA «Waterloo» Смотреть
1975  Нидерланды Teach-In «Ding-a-dong» Смотреть
1976 Великобритания Brotherhood of Man «Save Your Kisses for Me» Смотреть
1977  Франция Мари Мириам «L’oiseau et l’enfant» Смотреть
1978  Израиль Изхар Коэн & Alphabeta «A-ba’ni-bi» Смотреть
1979  Израиль Гали Атари & Milk and Honey «Hallelujah» Смотреть
1980  Ирландия Джонни Логан «What’s Another Year» Смотреть
1981 Великобритания Bucks Fizz «Making Your Mind Up» Смотреть
1982  Германия Николь «Ein bisschen Frieden» Смотреть
1983  Люксембург Корин Эрме «Si la vie est cadeau» Смотреть
1984  Швеция Herreys «Diggi-loo-diggi-ley» Смотреть
1985  Норвегия Bobbysocks «La det swinge» Смотреть
1986  Бельгия Сандра Ким «J’aime la vie» Смотреть
1987  Ирландия Джонни Логан «Hold Me Now» Смотреть
1988  Швейцария Селин Дион «Ne partez pas sans moi» Смотреть
1989  Югославия Riva «Rock Me» Смотреть
1990  Италия Тото Кутуньо «Insieme 1992» Смотреть
1991  Швеция Карола «Fangad av en stormvind» Смотреть
1992  Ирландия Линда Мартин «Why Me» Смотреть
1993  Ирландия Нив Кавана «In Your Eyes» Смотреть
1994  Ирландия Пол Харрингтон & Чарли Макгеттиган «Rock’n Roll Kids» Смотреть
1995  Норвегия Secret Garden «Nocturne» Смотреть
1996  Ирландия Эймар Куинн «The Voice» Смотреть
1997 Великобритания Katrina and the Waves «Love Shine a Light» Смотреть
1998  Израиль Дана Интернешнл «Diva» Смотреть
1999  Швеция Шарлотта Нильсон «Take Me to Your Heaven» Смотреть
2000  Дания Olsen Brothers «Fly on the Wings of Love» Смотреть
2001  Эстония Танель Падар, Дэйв Бентон и 2XL «Everybody» Смотреть
2002  Латвия Marie N «I Wanna» Смотреть
2003  Турция Сертаб Эренер «Everyway That I Can» Смотреть
2004  Украина Руслана «Wild Dances» Смотреть
2005  Греция Елена Папаризу «My Number One» Смотреть
2006  Финляндия Группа «Lordi» «Hard Rock Hallelujah» Смотреть
2007  Сербия Мария Шерифович «Molitva» Смотреть
2008  Россия Дима Билан «Believe» Смотреть
2009  Норвегия Александр Рыбак «Fairytale» Смотреть
2010  Германия Лена (Lena) «Satellite» Смотреть
2011  Азербайджан Ell & Nikki «Running Scared» Смотреть
2012  Швеция Лорин «Euphoria» Смотреть
2013  Дания Эммили де Форест «Only Teardrops» Смотреть
2014  Австрия Кончита Вурст «Rise Like a Phoenix» Смотреть
2015  Швеция Монс Зелмерлёв «Heroes» Смотреть
2016  Украина Джамала «1944» Смотреть
2017  Португалия Сальвадор Собрал «Amar pelos dois» Смотреть
2018  Израиль Нетта Барзилай «Toy» Смотреть
2019  Нидерланды Дункан Лоуренс «Arcade» Смотреть
2020 Конкурс отменен
2021  Италия Группа «Måneskin» «Zitti E Buoni» Смотреть
2022  Украина Kalush Orchestra «Stefania» Смотреть
2023

Зачем на «Евровидении» вообще нужно жюри? Почему не отдать все зрителям?

Это сложный вопрос. «Евровидение» появилось очень давно, аж в 1950-х годах, когда ни о каком зрительском голосовании не было и речи. Его ввели только в 1997 году, и то лишь в нескольких странах, до этого все решало жюри. В 1998 году зрительское голосование попытались ввести везде, но технические возможности того времени были достаточно скромными. Голоса принимались по телефону, из-за неидеальной работы телефонной сети случались ошибки. В некоторых случаях, когда техника не позволяла засчитать зрительские голоса, принимались оценки жюри.

В начале 2000-х страны сами определяли, взять ли им «смешанную» систему или только зрительскую. В 2004 году право выбора победителя отдали зрителям, но в 2009 вернули «смешанную», которая действует и по сей день. Оргкомитет «Евровидения» объяснил возвращение к «смешанной» системе тем, что таким образом они положат конец «очевидному политическому голосованию» и «голосованию диаспоры». Чему они в итоге положили конец – отдельный вопрос. Кстати, единственная победа России на «Евровидении», Дима Билан с песней «Believe», случилась в 2008 году – в последний год, когда все решали только зрители.

В теории жюри должно оценивать артистов с профессиональной точки зрения. По задумке эта система самая справедливая и сбалансированная, так как дает высказаться обеим сторонам – и обычным людям, и профессионалам. Но, как это часто бывает, эксперты не избавлены от предвзятости. Фанаты «Евровидения» нередко жалуются, что жюри отдает свои симпатии самым скучным исполнителям. «Скучный» – оценка исключительно субъективная. А вот то, что француженка Барбара Прави и швейцарец Gjon’s Tears выступали в достаточно консервативных стилях, – уже объективно. В отличие от экспертов, зрители с энтузиазмом принимают яркие шоу, новые тренды и неоднозначные ходы на «Евровидении».

Организаторы «Евровидения» и сами понимают важность зрительских голосов. Если два исполнителя набирают одинаковое количество баллов, более высокое место занимает тот, у кого выше «зрительский» балл

Зрители – это множество людей с разными вкусами и предпочтениями. Не все хотят зрелищ, шока и веселья. У неформатной и спокойной музыки есть свои ценители. И тут жюри могло бы пригодиться и выделить талантливых исполнителей, затерявшихся среди других.

Скандал с Дамиано Давидом, «соседское голосование» и 0 баллов у Великобритании

Возможно, итальянцы Maneskin попали в немилость жюри из-за своего эксцентричного имиджа. Особенно это относится к вокалисту Дамиано Давиду. Сначала он появился на пресс-конференции в полуобнаженном виде, а затем угодил в скандал с наркотиками – певца обвинили в том, что он употреблял их прямо перед камерами. Пока скандал ничем не закончился, Давид будет проходить медицинский тест. (Обновление от 25.05.21: Как сообщает Европейский вещательный союз, результат теста Дамиано Давида на наркотики отрицательный, «дело закрыто».)

Все, кто немного интересуется «Евровидением», знает термин «соседское голосование». Голосовать за свою страну нельзя, но за соседнюю – пожалуйста. Россия многие годы получала высший балл от Беларуси, а Греция – от Кипра. В этом контексте 12 баллов, которые Россия отдала молдавской певице Наталии Гордиенко, выглядят логичными. В то же время многие предположили, что причина совершенно в другом. Одним из соавторов песни «Sugar» стал Филипп Киркоров, который даже поехал на «Евровидение» вместе с молдавской делегацией. Россия и Украина взаимно проигнорировали друг друга, хотя и выступление Манижи, и шоу Go_A были хорошими. Разумеется, причина тут совсем не в музыке.

Великобританию на «Евровидении»-2021 «прокатили» и жюри, и зрители. Номер Джеймса Ньюмана и вправду был слабоват, но все-таки ноль баллов – это слишком. Вспомним: после референдума 2016 года Великобритания решила отделиться от Европы – брексит, – и это оставило свой отпечаток.

Может ли быть альтернатива

После каждого «Евровидения» появляются вопросы к справедливости оценок жюри, и чаще всего они оправданы. На таком конкурсе, как «Евровидение», зрительские голоса важнее – он куда более «народный», чем «престижный». К тому же этот конкурс – одно из самых просматриваемых неспортивных мероприятий в мире.

Однако объективные оценки профессионалов тоже заслуживают внимания – с ними «Евровидение» приобретает черты не только шоу, но и, собственно, музыкального конкурса. Может быть, «Евровидению» стоит придумать новый формат голосования? Или учредить специальный приз жюри, а голосование отдать зрителям? Это могло бы быть интересно.

Посмотрим, чем нас удивит «Евровидение»-2022 в Италии.

Так только на «Евровидении» или везде?

Конечно, везде. Просто в случае «Евровидения» это происходит в прямом эфире, а во многих других конкурсах – в «скрытом» режиме. На главной музыкальной премии мира «Грэмми» – тот же консерватизм во вкусах и попытки «протолкнуть» своих. The Weeknd не даст соврать. Подробнее мы рассказывали о том, кого не любят на премии «Грэмми», в нашем специальном материале.

При желании и зрительское голосование можно подделать – вспомнить хотя бы печальную историю с детским «Голосом» и Микеллой Абрамовой.

Еще пример – 19 мая поклонники Дуа Липы набросились на Billboard. По их мнению, журнал лишил певицу заслуженного первого места в чарте Billboard Hot 100 с хитом «Levitating» и убрал у нее честно заработанные баллы. Можно, конечно, подумать, что фанаты просто расстроились. Однако в этой истории смущает как минимум одно обстоятельство: обычно Billboard публикует результаты в понедельник вечером, так что обновления чарта ждали уже 17 мая. Но они появились только 19 мая и, вопреки прогнозам и бешеной популярности «Levitating» в TikTok, песня не получила первого места. В Twitter даже запустили акцию #JusticeForLevitating («Требуем справедливости для «Levitating»»).

Ирландия и все-все-все

Евровидение всегда оставалось крупной площадкой для демонстрации многосторонней культуры европейских народов и стран. В 1990-е, когда на политической карте появилось много новых образований, конкурс песни стал для этих юных государств способом заявить о себе мирным путем. В 1993-м к Евровидению присоединились некоторые бывшие социалистические республики, ранее участвовавшие в конкурсе в составе Югославии. Вслед за политической независимостью они обрели и право свободного участия в Евровидении. Следующий год оказался для конкурса самым «урожайным»: на сцене дебютировали сразу семь стран бывшего соцлагеря, среди которых была и Россия. В результате сложившаяся за несколько десятилетий устойчивая структура конкурса пошатнулась — и участники оказались в новой поликультурной обстановке. Спустя еще десять лет участников Евровидения станет так много, что организаторы введут полуфиналы — систему отбора, уменьшающую количество номеров в финале и тем самым сокращающую эфирное время в прайм-тайм телеканалов.

Площадка социального диалога

Чем больше открывалось возможностей для творческого самовыражения, тем меньше пресловутой странности становилось на сцене Евровидения. Когда информационное поле расширилось настолько, что добралось до каждого зрителя лично, экстравагантная самореализация на большой сцене постепенно стала терять популярность. Со слоганом #JoinUs! (#Присоединяйтесь!) конкурс официально пришел в интернет, и вместе с тем основной акцент сместился на социально значимые вопросы, проблемы современного общества и перемены в разных сферах жизни.

Наиболее яркой фигурой нового Евровидения стала Кончита Вурст — знаменитая «женщина с бородой», заострившая внимание общественности на правах представителей ЛГБТ+ в Европе

Клип Манижи был самым просматриваемым, но в итоге у нее только 9 место – как так

Засудили ли Манижу? Скорее нет. Манижа получила практически одинаковое количество голосов от зрителей и от жюри. Причем от экспертов даже немного больше – 104 балла, тогда как публика оценила ее на 100 баллов. Однако некоторых зрителей удивил итог: Манижа заняла девятое место, хотя ее клип был самым популярным на YouTube среди всех участников. Казалось бы, она должна получить от зрителей больше баллов? Тем более, что в полуфинале певица заняла высокое место – третье.

Все не так просто. Маниже еще относительно повезло: у сербской группы Hurricane тоже были неплохие просмотры, однако они заняли всего лишь 15-е место в общем зачете и девятое – среди зрительских симпатий. Какой из этого следует вывод? Клипы – это одно, выступления – другое.

Выступление Манижи в полуфинале получилось более удачным, чем в финале – там она была энергичнее, увереннее. Наверное, сказалось волнение. К тому же в финале Манижа вышла на сцену всего лишь шестой, после нее было еще 20 (!) номеров. Исполнители, выступающие в самом начале, часто забываются к концу конкурса, за исключением уж совсем ярких персонажей и шоу.

Как всё начиналось и как в итоге началось

После окончания Второй мировой войны практически каждая страна в Европе оказалась в неутешительном положении во всех смыслах этого слова. Европейское общество, осознав ужас произошедшего, стремилось к воссозданию, воссоединению и возобновлению. В это же время, в 1950-х, начало с особой силой развиваться телевидение — оно открывало новые медиавозможности и стирало информационные границы между государствами. Для установления более тесного контакта и расширения возможностей вещания крупнейшие телеканалы стран Европы составили так называемый Европейский вещательный союз (EBU, от англ. European Broadcasting Union). Эта организация по сей день управляет всеми делами Евровидения.

Когда EBU зарекомендовал себя как качественный и надежный способ совместного телевещания (кооперированные каналы в том числе транслировали церемонию коронации Елизаветы II в 1953-м), швейцарский журналист Марсель Безенсон и его итальянский коллега Серджио Пульезе выступили с идеей создания международного музыкального конкурса, призванного объединить Европу благодаря культурной идентичности каждой страны-участницы. За основу был взят итальянский фестиваль песни «Сан-Ремо», проводившийся к тому моменту уже несколько лет. Однако Евровидение предполагало также и регулярное международное телевещание — настоящий технологический прорыв для своей эпохи.

В 1956-м состоялся первый в истории международный конкурс песни Евровидение. В нем участвовали всего семь стран (все из Западной Европы, и практически все принимают участие, с разной степенью успешности, и сегодня). Это событие вошло в историю европейской культуры и оказалось для континента равным по масштабу и значимости возрожденным в начале столетия Олимпийским играм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: