Загадки лингвистики: почему сокровищница в древней руси звалась скотницей

На руси не дарили срезанных цветов, и вот почему » информационное агентство «объединённая европа»

Психология домашнего насилия — бьет, значит, любит… бить

Дети исподволь вырастали либо жертвами, еще в детстве усваивающими безграничную моральную зависимость от насильника, либо агрессорами. Бьет — значит, любит. Что уж говорить о целом букете психологических отклонений от такого паттерна: пониженная самооценка, повышенная тревожность, маниакально-депрессивный психоз, садизм, меланхолия и пр.

Девочки, регулярно наблюдавшие побои матери и ее безропотность, перенимают такую манеру поведения и вырастают уже сложившимися жертвами. Не нужно говорить, что и мужа они подбирают ровно такого, как папа-садист. И на многие годы эта нерушимая связь «жертва – тиран» будет работать. Обрывается она лишь из-за смерти жены.

Кто были предки Кутузова-Голенищева?

Как водится на Руси, множество людей, выдвинувшихся при дворе или в армии, были пришлыми. Вот и фельдмаршал Кутузов свой род с двойной фамилией ведет от некоего немца.

Согласно генеалогии рода, тевтонский рыцарь по имени Гавриил возник в Новгородском княжестве в первой половине XIII века. Был он занят тем, что профессионально воевал в дружине князя Александра Невского. Запись о том, что немец принимал участие в битве при Ижоре в 1241 году, сохранилась в архивах.

А вот прозвище внуков и правнуков этого «честнаго мужа», как его называют летописи, была чисто немецкое — Кутуз, что в переводе означает «подушка», «узел с вещами». Дело в том, что предок Михаила Илларионовича отличался выдающейся фигурой, склонной к тучности. Могучий был мужчина!

Знахари знали немало тайн целительства

Знахари и ведуньи практиковали свой — донаучный — подход к травам, которые нужно было позже трансформировать в лекарства от разных хворей. Целители сушили травы в отдельных строениях — там никогда никто не жил. Ни человек, ни животные.

Срезанные цветы могли красиво смотреться лишь в венках на юных барышнях — торжество молодости и красоты! И сегодня это считается красивым, взгляните в инстаграм с наступлением весны. В истории современной букет цветов — это красиво и нарядно, как и венок из даже самых простых одуванчиков, сорной травы.

Более того, сорванные розы, например, красиво оформленные в букет или даже в одиночку — это символ любви, мы без всякого страха вносим их в дом, свой и чужой. При этом стопроцентно уверены, что получатель непременно порадуется такому бурному выражению чувств. Славяне такого бы не поняли: если срезать цветы, то нести их нужно только на могилу. Тлен к тлену, как говорится.

А во многих славянских странах до сих пор так и не прижилась нелепая традиция дарить сорванные цветы, там считают, что их место только на кладбище. С Вангой был подобный случай: прорицательница буквально кожей почувствовала, что в её комнату вошёл человек с букетом срезанных цветов. Посетитель сильно напугался, когда старушка вскочила и крикнула, чтобы он не вносил смерть в её дом. Какая смерть? Я же только букетик принес, со всем уважением…

Ученые подтвердили эмоциональные всплески растений

От ученых ничего не скроешь, и они решили проверить, есть ли у растений душа. Взяв за основу живой цветок, они сравнили испускаемые «эмоции» и поняли, что срезанный цветочек буквально кричит о помощи, погибая. И биополе у него начинает рушиться.

Сегодня появился новый славный тренд — дарить цветы в горшочке. Немного странно видеть такой презент, например, на первом свидании, но почему бы и нет? Можно пойти дальше и подарить целое деревце, пусть растет и укореняется. А решив сорвать цветок в поле или на клумбе, вспомните о той боли, которую вы доставите тонкой былинке, ведь она тоже хочет жить.

Кстати, у славян и новогоднюю елку не было принято рубить. Это все Петр Первый — с его указов повелось европеизированное празднество, в котором срубленная ель стала центром рождественского упоения.

Всему живому нужны корни, ведь человечество имеет шанс выжить лишь держась корней. Это совершенно точно знали наши дорогие праславяне, и нам сегодня не помешало бы поучиться у них тому, как обращаться с собой и с окружающим миром. Не нужно ничего улучшать, просто не мешайте природе жить.

Откуда взялись Голенищевы при Кутузовых?

Вторая часть фамильного имени — Голенищевы — логична и понятна нам, русским. Речь идет о голенище. Такое прозвище носил брат Александра, Ананий, и его сын Василий. Возможно, эти высокие мужчины уж очень браво смотрелись в кавалерийских сапогах: есть люди с длинными конечностями, на которых литые голенища сапог смотрятся настолько ладно, что глаз не оторвать. Судя по фигуре и высокому росту Михаила Илларионовича, голенища шли и ему.

Так, на основе формулярных списков и частных писем, биографам стало известно, что в 1580 году на севере Руси — на Псковщине — был хорошо известен род Голенищевых-Кутузовых. Именно его потомкам через два с лишним века предстоит вписать Россию в мировую историю.

Кстати, мало кто знает, что прославленный военачальник долго был на преподавательской работе. Отсюда и продуманность его военных кампаний и логичные победы. В отрочестве, когда пришла пора получать профессиональное образование, Мишу отец определил в Артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, где он был преподавателем.

Четыре года спустя Михаил блестяще окончил курс обучения и был приглашен туда преподавателем. Так что в одном учебном заведении стали преподавать сразу двое Голенищевых-Кутузовых — отец и сын. Впоследствии, уже после череды славных подвигов, зрелый и умудренный боевым опытом Михаил Голенищев вернется за кафедру.

В 1794 году его назначили директором Императорского сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Этот почетный и ответственный пост Голенищев-Кутузов занимал три года и врезался в память как человек, делавший ставку на преподавание кадетам по-настоящему необходимых военных наук, среди которых обязательными стала тактика и военная история.

Кстати, о фамилии. К финалу карьеры с 1812 года Михаил Илларионович официально титуловался светлейшим князем Голенищевым-Кутузовым-Смоленским.

Зеркало могло вызвать или обострить болезнь

Еще одним устойчивым мифом является связь между зеркалами и болезнью домочадцев. Дескать, если часто смотреть на свое отражение, то непременно заболеешь. Девушек пугали тем, что «подурнеешь лицом», если в зеркало смотреться. Особенно в темное время суток — тут красота непременно истлеет, станешь старухой. Логичное пояснение простое — нужно трудиться на благо семьи, а не торчать у туалетного столика и пытаться увидеть в нем суженого.

Нельзя было новорожденного подносить к зеркалу, дескать, он может испугаться, стать заикой или просто захиреть. Человек нездоровый тоже не должен любоваться на себя в отражающей поверхности, иначе зеркало удвоит болезнь и добьет. А уж если зеркало треснуло или не дай бог разбилось, то жди беды. Опять же, так думали лишь потому, что зеркало было очень (!) дорогим предметом обстановки.

А еще зеркало возле постели категорически запрещалось. Считалось, что ночью в нем живут потусторонние сущности, пьющие энергию спящих людей. Не вешали зеркало и возле супружеского ложа — к измене это.

Жен пороли для спасения души — «наущать битием»

На мужа возлагали дополнительную ответственность, своего рода почетную обязанность — учить жену уму-разуму. Вообще, речь шла о том, что муж должен опекать жену, заботиться о ее нравственности и «спасении души», но на практике было не до разговоров. Обычно мораль сводилась к порке, регулярной и бездумной. Жен пороли, детей тоже — традиция, однако!

Корень этого зла (физическое насилие — зло, как ни крути) лежит во многом в недалеких церковниках, которые еще в средние темные века усматривали в женщине исчадие ада, чистый соблазн и прямой мостик к диаволу. Чтобы душа супруги в ад не провалилась, любящий муж был просто обязан регулярно угощать ее ремнем. «Наущать битием».

Так из века в век телесные наказания вошли в привычный обиход крестьян и стали считаться чем-то вроде профилактической работы. Выбить дур из этого изначально порочного существа — женщины. Писаные законы семейной жизни были перечислены в XV-XVI веках в Новгородской республике — литературный памятник «Домострой» учил, как правильно лупить жену. Как сидорову козу, вот как. Но не использовать тяжелые или металлические предметы — можно инвалидизировать, а это невыгодно. Жена должна пахать и рожать!

Самое страшное, что этот жуткий с современной точки зрения Домострой стал буквально квинтэссенцией моральных норм общества того периода. И дело «воспитания жены» описано подробнейшим образом. Жаль, что такой домострой постоянно наблюдали дети: с младых ногтей мальчики и девочки имели перед глазами образец поведения.

Роль женщины в языческие времена

На Руси роль женщины во времена, когда молились живой природе, а не погибшему юноше из Иерусалима, отражалась и в наличии божеств. Божества тоже были женского рода, что характерно:

  • Лада – богиня любви и брака,
  • Макошь — богиня прядения,
  • рожаницы – посланницы богов, назначавшие ребенку при рождении его судьбу.

Крещение Руси довольно быстро выдернуло устойчивую почву из-под ног женщин. Новая мораль христианства (монотеизм вошел в быт русичей, заменив собой языческие устои) устанавливала недвусмысленно и жестко ведущую роль мужчины в семье. И женщина стала неким дополнением к мужчине, потеряв самостоятельность мышления.

Женщина была «при мужчине», а не рядом с ним. Партнерство из отношений пропало, появилась снисходительность, поскольку жену, мать или сестру стали воспринимать как существо не совсем полноценное. Вроде как дитя неразумное.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Из книжной сокровищницы Древней Руси

В IX веке жили в Византии монахи — Кирилл и его брат Мефодий. Кирилл славился своей учёностью, он знал несколько иностранных языков. Правитель Византии поручил Кириллу и Мефодию познакомить с христианством славянские народы. А для этого надо было перевести на славянский язык христианские книги. Но как это сделать? Ведь у славян не было своей письменности. Тогда Кирилл создал славянскую азбуку — глаголицу (от слова «глаголить» — говорить). Кирилл и Мефодий перевели на старославянский язык христианские книги. Позднее азбуку упростили их ученики. Она была названа кириллицей.

Письменность на Руси стала широко распространяться после принятия христианства. О развитии просвещения заботились многие князья. Князь Владимир велел отдавать в учение детей киевлян. В Киеве и в других русских городах существовали библиотеки. Грамотными были не только знать и служители церкви, но и простой люд.

В Древней Руси создавались летописи — записи о важнейших событиях. Велись летописи по годам (из лета в лето). Они писались при княжеских дворцах, в монастырях. Самая известная летопись Древней Руси — «Повесть временных лет». Учёные считают, что её написал в начале XII века Нестор, монах Киево-Печёрского монастыря. Нестор рассказывает о восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях. Историки называют «Повесть временных лет» повестью о начале Руси.

Рукописные книги

Древние рукописи дошли до нас в виде отдельных листов или книг. Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства. Над созданием книги трудились несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплётчики.

До XIV века для письма в основном использовался пергамен. Этот материал изготавливали из телячьей кожи. Ненужные записи соскабливали и вновь писали на очищенном листе.

Для письма делали коричневые или чёрные чернила. Для украшения рукописей использовали природные краски. Чаще всего это были киноварь — краска оранжево-красного цвета и охра — краска жёлтого цвета. Орудиями письма служили очинённые птичьи перья, чаще всего гусиные.

Книги были украшены орнаментами и красочными изящными миниатюрами. Рукопись, каждая глава и отдельная страница начинались и заканчивались рисунками — заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо.

Специальные мастера одевали книгу в переплёт. Он делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплёты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы книг не скручивались, к переплёту приделывали застёжки — кожаные ремешки с петлями.

Обсудим!

  1. О развитии каких ремёсел и искусств может рассказать древнерусская книга?
  2. Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги? Какие художественные приёмы оформления книг сохранились и в наши дни?
  3. Какую роль играло книжное дело в развитии культуры?

Проверь себя

  1. Кто создал славянскую азбуку?
  2. Что свидетельствует о широком распространении грамотности на Руси?
  3. Что такое летопись?
  4. Какими были книги в Древней Руси?
Важным источником знаний о жизни Древней Руси являются летописи. Самая знаменитая из них — «Повесть временных лет». Книги в Древней Руси были рукописными.

Задания для домашней работы

Попробуй изобразить страницу рукописной книги. Используй при оформлении те же приёмы, которые использовали древнерусские мастера.

На следующем уроке

Узнаем, как Русь отстаивала свою независимость. По карте и иллюстрациям сравним вооружение воинов, опишем Невскую битву и Ледовое побоище. Постараемся осознать, какую роль сыграли эти события в истории России. Будем учиться составлять рассказ о выдающемся человеке.

Вспомни, что ты знаешь о городах и военном деле на Руси.

Зеркало как портал времени

Мало кто понимал природу зеркал — физическую и оптическую — поэтому отношение к такому предмету было настороженное. И в устном народном творчестве в зеркале обычно отражались какие-то волшебные сущности. В народном сознании это был некий портал, через который можно путешествовать во времени и пространстве, получать подсказки.

То, что зеркало отражает всё подряд: солнце и дождь, тьму и свет, радость и горе в доме, породило традицию занавешивать зеркала в доме, где только что умер человек. Считалось, что таким образом душа покойного не сможет вернуться в дом и мешать жить живым.

Это нужно было для того, чтобы умерший не смог воспользоваться этим зеркальным соединительным тоннелем и вернуться с того света. Того же мнения придерживалась церковная элита. Батюшки отмечали, что молитва, прочитанная над умершим при незанавешенном зеркале, могла исказиться и принести много горя. То есть зеркало — явно дьявольское изобретение.

«Зеркальные» мифы на Руси живы по сей день

Зеркала у наших предков славян долго относились к разряду предметов роскоши, и еще во времена Василия Темного приравнивались к «грехам заморским». Поскольку дорогая игрушка была по карману лишь богатой верхушке общества, людям попроще внушали, что предмет этот изначально греховный.

Мол, нечего вам со своим свиным рылом, граждане крестьяне, в наш калашный ряд. Работайте на земле, а зеркала вам ни к чему. Церковники тоже не одобряли тщеславных помыслов, которые вызывало «смотрение на себя» в зеркало. Кстати, в 1666 году Церковный собор и вовсе запретил зеркала в жилищах и кабинетах духовных лиц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: