Психология домашнего насилия — бьет, значит, любит… бить
Дети исподволь вырастали либо жертвами, еще в детстве усваивающими безграничную моральную зависимость от насильника, либо агрессорами. Бьет — значит, любит. Что уж говорить о целом букете психологических отклонений от такого паттерна: пониженная самооценка, повышенная тревожность, маниакально-депрессивный психоз, садизм, меланхолия и пр.
Девочки, регулярно наблюдавшие побои матери и ее безропотность, перенимают такую манеру поведения и вырастают уже сложившимися жертвами. Не нужно говорить, что и мужа они подбирают ровно такого, как папа-садист. И на многие годы эта нерушимая связь «жертва – тиран» будет работать. Обрывается она лишь из-за смерти жены.
Кто были предки Кутузова-Голенищева?
Как водится на Руси, множество людей, выдвинувшихся при дворе или в армии, были пришлыми. Вот и фельдмаршал Кутузов свой род с двойной фамилией ведет от некоего немца.
Согласно генеалогии рода, тевтонский рыцарь по имени Гавриил возник в Новгородском княжестве в первой половине XIII века. Был он занят тем, что профессионально воевал в дружине князя Александра Невского. Запись о том, что немец принимал участие в битве при Ижоре в 1241 году, сохранилась в архивах.
А вот прозвище внуков и правнуков этого «честнаго мужа», как его называют летописи, была чисто немецкое — Кутуз, что в переводе означает «подушка», «узел с вещами». Дело в том, что предок Михаила Илларионовича отличался выдающейся фигурой, склонной к тучности. Могучий был мужчина!
Знахари знали немало тайн целительства
Знахари и ведуньи практиковали свой — донаучный — подход к травам, которые нужно было позже трансформировать в лекарства от разных хворей. Целители сушили травы в отдельных строениях — там никогда никто не жил. Ни человек, ни животные.
Срезанные цветы могли красиво смотреться лишь в венках на юных барышнях — торжество молодости и красоты! И сегодня это считается красивым, взгляните в инстаграм с наступлением весны. В истории современной букет цветов — это красиво и нарядно, как и венок из даже самых простых одуванчиков, сорной травы.
Более того, сорванные розы, например, красиво оформленные в букет или даже в одиночку — это символ любви, мы без всякого страха вносим их в дом, свой и чужой. При этом стопроцентно уверены, что получатель непременно порадуется такому бурному выражению чувств. Славяне такого бы не поняли: если срезать цветы, то нести их нужно только на могилу. Тлен к тлену, как говорится.
А во многих славянских странах до сих пор так и не прижилась нелепая традиция дарить сорванные цветы, там считают, что их место только на кладбище. С Вангой был подобный случай: прорицательница буквально кожей почувствовала, что в её комнату вошёл человек с букетом срезанных цветов. Посетитель сильно напугался, когда старушка вскочила и крикнула, чтобы он не вносил смерть в её дом. Какая смерть? Я же только букетик принес, со всем уважением…
Ученые подтвердили эмоциональные всплески растений
От ученых ничего не скроешь, и они решили проверить, есть ли у растений душа. Взяв за основу живой цветок, они сравнили испускаемые «эмоции» и поняли, что срезанный цветочек буквально кричит о помощи, погибая. И биополе у него начинает рушиться.
Сегодня появился новый славный тренд — дарить цветы в горшочке. Немного странно видеть такой презент, например, на первом свидании, но почему бы и нет? Можно пойти дальше и подарить целое деревце, пусть растет и укореняется. А решив сорвать цветок в поле или на клумбе, вспомните о той боли, которую вы доставите тонкой былинке, ведь она тоже хочет жить.
Кстати, у славян и новогоднюю елку не было принято рубить. Это все Петр Первый — с его указов повелось европеизированное празднество, в котором срубленная ель стала центром рождественского упоения.
Всему живому нужны корни, ведь человечество имеет шанс выжить лишь держась корней. Это совершенно точно знали наши дорогие праславяне, и нам сегодня не помешало бы поучиться у них тому, как обращаться с собой и с окружающим миром. Не нужно ничего улучшать, просто не мешайте природе жить.
Откуда взялись Голенищевы при Кутузовых?
Вторая часть фамильного имени — Голенищевы — логична и понятна нам, русским. Речь идет о голенище. Такое прозвище носил брат Александра, Ананий, и его сын Василий. Возможно, эти высокие мужчины уж очень браво смотрелись в кавалерийских сапогах: есть люди с длинными конечностями, на которых литые голенища сапог смотрятся настолько ладно, что глаз не оторвать. Судя по фигуре и высокому росту Михаила Илларионовича, голенища шли и ему.
Так, на основе формулярных списков и частных писем, биографам стало известно, что в 1580 году на севере Руси — на Псковщине — был хорошо известен род Голенищевых-Кутузовых. Именно его потомкам через два с лишним века предстоит вписать Россию в мировую историю.
Кстати, мало кто знает, что прославленный военачальник долго был на преподавательской работе. Отсюда и продуманность его военных кампаний и логичные победы. В отрочестве, когда пришла пора получать профессиональное образование, Мишу отец определил в Артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, где он был преподавателем.
Четыре года спустя Михаил блестяще окончил курс обучения и был приглашен туда преподавателем. Так что в одном учебном заведении стали преподавать сразу двое Голенищевых-Кутузовых — отец и сын. Впоследствии, уже после череды славных подвигов, зрелый и умудренный боевым опытом Михаил Голенищев вернется за кафедру.
В 1794 году его назначили директором Императорского сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Этот почетный и ответственный пост Голенищев-Кутузов занимал три года и врезался в память как человек, делавший ставку на преподавание кадетам по-настоящему необходимых военных наук, среди которых обязательными стала тактика и военная история.
Кстати, о фамилии. К финалу карьеры с 1812 года Михаил Илларионович официально титуловался светлейшим князем Голенищевым-Кутузовым-Смоленским.
Зеркало могло вызвать или обострить болезнь
Еще одним устойчивым мифом является связь между зеркалами и болезнью домочадцев. Дескать, если часто смотреть на свое отражение, то непременно заболеешь. Девушек пугали тем, что «подурнеешь лицом», если в зеркало смотреться. Особенно в темное время суток — тут красота непременно истлеет, станешь старухой. Логичное пояснение простое — нужно трудиться на благо семьи, а не торчать у туалетного столика и пытаться увидеть в нем суженого.
Нельзя было новорожденного подносить к зеркалу, дескать, он может испугаться, стать заикой или просто захиреть. Человек нездоровый тоже не должен любоваться на себя в отражающей поверхности, иначе зеркало удвоит болезнь и добьет. А уж если зеркало треснуло или не дай бог разбилось, то жди беды. Опять же, так думали лишь потому, что зеркало было очень (!) дорогим предметом обстановки.
А еще зеркало возле постели категорически запрещалось. Считалось, что ночью в нем живут потусторонние сущности, пьющие энергию спящих людей. Не вешали зеркало и возле супружеского ложа — к измене это.
Жен пороли для спасения души — «наущать битием»
На мужа возлагали дополнительную ответственность, своего рода почетную обязанность — учить жену уму-разуму. Вообще, речь шла о том, что муж должен опекать жену, заботиться о ее нравственности и «спасении души», но на практике было не до разговоров. Обычно мораль сводилась к порке, регулярной и бездумной. Жен пороли, детей тоже — традиция, однако!
Корень этого зла (физическое насилие — зло, как ни крути) лежит во многом в недалеких церковниках, которые еще в средние темные века усматривали в женщине исчадие ада, чистый соблазн и прямой мостик к диаволу. Чтобы душа супруги в ад не провалилась, любящий муж был просто обязан регулярно угощать ее ремнем. «Наущать битием».
Так из века в век телесные наказания вошли в привычный обиход крестьян и стали считаться чем-то вроде профилактической работы. Выбить дур из этого изначально порочного существа — женщины. Писаные законы семейной жизни были перечислены в XV-XVI веках в Новгородской республике — литературный памятник «Домострой» учил, как правильно лупить жену. Как сидорову козу, вот как. Но не использовать тяжелые или металлические предметы — можно инвалидизировать, а это невыгодно. Жена должна пахать и рожать!
Самое страшное, что этот жуткий с современной точки зрения Домострой стал буквально квинтэссенцией моральных норм общества того периода. И дело «воспитания жены» описано подробнейшим образом. Жаль, что такой домострой постоянно наблюдали дети: с младых ногтей мальчики и девочки имели перед глазами образец поведения.
Роль женщины в языческие времена
На Руси роль женщины во времена, когда молились живой природе, а не погибшему юноше из Иерусалима, отражалась и в наличии божеств. Божества тоже были женского рода, что характерно:
- Лада – богиня любви и брака,
- Макошь — богиня прядения,
- рожаницы – посланницы богов, назначавшие ребенку при рождении его судьбу.
Крещение Руси довольно быстро выдернуло устойчивую почву из-под ног женщин. Новая мораль христианства (монотеизм вошел в быт русичей, заменив собой языческие устои) устанавливала недвусмысленно и жестко ведущую роль мужчины в семье. И женщина стала неким дополнением к мужчине, потеряв самостоятельность мышления.
Женщина была «при мужчине», а не рядом с ним. Партнерство из отношений пропало, появилась снисходительность, поскольку жену, мать или сестру стали воспринимать как существо не совсем полноценное. Вроде как дитя неразумное.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Из книжной сокровищницы Древней Руси
В IX веке жили в Византии монахи — Кирилл и его брат Мефодий. Кирилл славился своей учёностью, он знал несколько иностранных языков. Правитель Византии поручил Кириллу и Мефодию познакомить с христианством славянские народы. А для этого надо было перевести на славянский язык христианские книги. Но как это сделать? Ведь у славян не было своей письменности. Тогда Кирилл создал славянскую азбуку — глаголицу (от слова «глаголить» — говорить). Кирилл и Мефодий перевели на старославянский язык христианские книги. Позднее азбуку упростили их ученики. Она была названа кириллицей.
Письменность на Руси стала широко распространяться после принятия христианства. О развитии просвещения заботились многие князья. Князь Владимир велел отдавать в учение детей киевлян. В Киеве и в других русских городах существовали библиотеки. Грамотными были не только знать и служители церкви, но и простой люд.
В Древней Руси создавались летописи — записи о важнейших событиях. Велись летописи по годам (из лета в лето). Они писались при княжеских дворцах, в монастырях. Самая известная летопись Древней Руси — «Повесть временных лет». Учёные считают, что её написал в начале XII века Нестор, монах Киево-Печёрского монастыря. Нестор рассказывает о восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях. Историки называют «Повесть временных лет» повестью о начале Руси.
Рукописные книги
Древние рукописи дошли до нас в виде отдельных листов или книг. Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства. Над созданием книги трудились несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплётчики.
До XIV века для письма в основном использовался пергамен. Этот материал изготавливали из телячьей кожи. Ненужные записи соскабливали и вновь писали на очищенном листе.
Для письма делали коричневые или чёрные чернила. Для украшения рукописей использовали природные краски. Чаще всего это были киноварь — краска оранжево-красного цвета и охра — краска жёлтого цвета. Орудиями письма служили очинённые птичьи перья, чаще всего гусиные.
Книги были украшены орнаментами и красочными изящными миниатюрами. Рукопись, каждая глава и отдельная страница начинались и заканчивались рисунками — заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо.
Специальные мастера одевали книгу в переплёт. Он делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплёты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы книг не скручивались, к переплёту приделывали застёжки — кожаные ремешки с петлями.
Обсудим!
- О развитии каких ремёсел и искусств может рассказать древнерусская книга?
- Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги? Какие художественные приёмы оформления книг сохранились и в наши дни?
- Какую роль играло книжное дело в развитии культуры?
Проверь себя
- Кто создал славянскую азбуку?
- Что свидетельствует о широком распространении грамотности на Руси?
- Что такое летопись?
- Какими были книги в Древней Руси?
Важным источником знаний о жизни Древней Руси являются летописи. Самая знаменитая из них — «Повесть временных лет». Книги в Древней Руси были рукописными. |
Задания для домашней работы
Попробуй изобразить страницу рукописной книги. Используй при оформлении те же приёмы, которые использовали древнерусские мастера.
На следующем уроке
Узнаем, как Русь отстаивала свою независимость. По карте и иллюстрациям сравним вооружение воинов, опишем Невскую битву и Ледовое побоище. Постараемся осознать, какую роль сыграли эти события в истории России. Будем учиться составлять рассказ о выдающемся человеке.
Вспомни, что ты знаешь о городах и военном деле на Руси.
Зеркало как портал времени
Мало кто понимал природу зеркал — физическую и оптическую — поэтому отношение к такому предмету было настороженное. И в устном народном творчестве в зеркале обычно отражались какие-то волшебные сущности. В народном сознании это был некий портал, через который можно путешествовать во времени и пространстве, получать подсказки.
То, что зеркало отражает всё подряд: солнце и дождь, тьму и свет, радость и горе в доме, породило традицию занавешивать зеркала в доме, где только что умер человек. Считалось, что таким образом душа покойного не сможет вернуться в дом и мешать жить живым.
Это нужно было для того, чтобы умерший не смог воспользоваться этим зеркальным соединительным тоннелем и вернуться с того света. Того же мнения придерживалась церковная элита. Батюшки отмечали, что молитва, прочитанная над умершим при незанавешенном зеркале, могла исказиться и принести много горя. То есть зеркало — явно дьявольское изобретение.
«Зеркальные» мифы на Руси живы по сей день
Зеркала у наших предков славян долго относились к разряду предметов роскоши, и еще во времена Василия Темного приравнивались к «грехам заморским». Поскольку дорогая игрушка была по карману лишь богатой верхушке общества, людям попроще внушали, что предмет этот изначально греховный.
Мол, нечего вам со своим свиным рылом, граждане крестьяне, в наш калашный ряд. Работайте на земле, а зеркала вам ни к чему. Церковники тоже не одобряли тщеславных помыслов, которые вызывало «смотрение на себя» в зеркало. Кстати, в 1666 году Церковный собор и вовсе запретил зеркала в жилищах и кабинетах духовных лиц.