Традиции и обычаи Троицы на Руси
Как и многие праздники, так и этот начинался с уборки. Хозяйки за день или два до Троицы начинали генеральную уборку в доме и во дворе. После этого женщины украшали хату и двор всем, чем наградило землю лето, а именно зелеными растениями. По мнению наших предков молодые растения символизируют процветание, богатство и продолжение жизни.
А в день Троицы, с самого утра вся семья торопилась в храм. Ведь в церквях в этот день проводили праздничную службу. После храма, все расходились по домам и устраивали праздничный обед. Как обычно, наши предки ходили друг к другу, чтобы поздравить, подарить подарки и пообщаться вместе.
Всю неделю под запретом было купание в реках и озерах. Ведь наши предки верили, что в этот период можно встретить русалку, которая зазывает к себе, и не вернуться, ведь русалки могут защекотать до смерти.
Ближе к вечеру в деревнях весь народ собирался на гулянии. Устраивали хороводы, пели песни, танцевали, проводили ритуалы. Также нередко на всю неделю устраивали ярмарки, где также можно было встретить много развлечений. Безусловно, в это время молодые присматривались друг к другу и знакомились.
Березовые ветки на Троицу: народные традиции
Интересно, что зелень вообще и конкретно березовые ветви на Троицу стали интересным символом не только в церковной традиции, но и в народных обрядах.
Девушки, например, плели венки из зелени и полевых цветов, пускали их по воде и гадали на суженого. Приметы были такие: поплывет венок – скоро будет свадьба, останется на месте – нужно подождать, утонет – грядет какое-то непростое испытание. А еще было принято хранить березовые ветви в течение всего года рядом с иконой, чтобы он приносил счастье и достаток в дом.
Многие хозяйки стремились сделать из них веник, которым можно прибираться в помещении, а также на кладбище, куда также стремились попасть в день Троицы. Надо сказать, что эта традиция едва ли заслуживает внимания, ведь в такой светлый праздник заниматься наведением порядка на могиле не стоит.
Более того – накануне торжества наступает специальная Троицкая родительская суббота, когда можно помянуть своих ушедших близких и прибраться на кладбище. А Троица – день праздничный: всему свое время.
Праздник Пятидесятницы практически всегда выпадает на начало лета или конец весны – самое заветное время года, когда впереди теплый сезон, пора отпусков и многих ярких моментов. Нет такого человека, который бы не радовался приходу чего-то светлого и доброго (как в прямом, так и в переносном смысле). Поэтому Троица – это праздник для всех.
Обряды на Троицу
Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками
. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день. В целом праздники назывались «Зелёными святками»
. Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.
У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:
- На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри
. - В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей
, которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу
: ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу. - В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем
. - В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу
. Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют — повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.
Традиции на Троицу
Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями:
Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву
из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.
Прекрасная традиция на Троицу
украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу — жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы
. Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки. В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина…
В народе Троица почиталась за большой праздник
, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.
Девушки надевали самые лучшие свои наряды
, нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа — так называемые «невестины смотрины»
. С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу
. Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве
.
В этот день для девиц пекли козули — круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу
, которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.
Через эти венки девушки кумились
— подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок
, переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу
. После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.
Что можно и что нельзя делать с ветками березы после Троицы
Яркие, цветущие и прекрасные березовые ветви создают очень живую атмосферу в этот великий праздник. Но у многих людей возникает закономерный вопрос: а что делать со всем этим великолепием, когда праздник окончится, а ветви высохнут и приобретут неприглядный вид.
- В Троицу ветвями березы украшайте окна. Это самое подходящее место, даже, пожалуй, единственное, которое так символично. Не нужно ставить ветки в вазы или хранить в доме. Размещайте их исключительно в оконных проемах.
- После праздника использованные ветки лучше всего сжечь. Разделите их на мелкие прутики и устройте импровизированный костер в безопасном месте. Соблюдайте технику противопожарной безопасности. И делать это желательно в одиночестве, без присутствия посторонних.
Самая большая ошибка, которую совершает большинство людей — это придавать какое-то особенное, ритуальное значение березовым веткам. Чего делать однозначно не стоит:
- Не нужно устраивать никаких магических ритуалов и «танцев с бубном». Троица — церковный праздник, а церковь таких действий не одобряет.
- Также не нужно использовать ветки для изготовления домашнего чая, делать из них амулеты. Это суеверия, которые никак не помогут вам в жизни.
- Выбрасывать, как использованный мусор, тоже нельзя. Ровно как и демонстративно сжигать на виду у всех. Это попросту неуважение.
Символ Святой Троицы
Другая версия основывается на том, что однажды праотец Авраам вместе с женой присели отдохнуть в очень живописной дубраве Мамвре. Были они людьми уже пожилыми, а детей у них так и не было. Но Авраам помнил, что Бог обещал, что именно его потомки станут великим народом, и наделся на чудо. И оно свершилось.
Неожиданно у шатра остановились три путника. Авраам сразу же узнал, что это Господь Отец, Господь Сын и Господь Святой Дух — единый Бог в трех лицах, поэтому праотец обратился к нему «Владыка». Всевышний сказал ему, что в следующем году у Сары, жены Авраама, родится сын. Так и случилось, мальчика назвали Исааком. Поэтому следует помнить, Господь велик, он знает, в какое время необходимо совершение того или иного события.
Изображение этих трёх путников можно встретить на многих иконах, которые снизу украшены зелеными веточками. Одной из самых знаменитых является «Троица» Андрея Рублева.
Вспоминая дуб, под которым произошла эта встреча, верующие радуются наступлению обновления и перемен в жизни.
Обряды и ритуалы на Троицу
Празднование Троицы длится три дня. В первый день Троицы, который именуется еще Зеленым воскресением, люди должны быть очень внимательны и осторожны. Считается, что гуляют мифические существа, такие как русалки, мавки и другая нечистая сила.
Поэтому принято украшать свои жилища ароматным разнотравьем, а иконы – березовыми ветвями. Молодая березка – это символ расцветающей природы во всей своей красе. А зеленый цвет ассоциируется с очищением, обновлением и животворящей силой. Не зря природа к этому дню «надевает» прекрасное зеленое платье.
Венки бросали в воду и пели потрясающе проникновенные песни, если веночки сходились, то быть в этом году молодой сосватанной. Старожилы говорят, что в праздничную ночь сняться вещие сны, которым принято придавать особенное значение. Также посещали кладбища и поминали умерших, оставив угощения. Ближе к вечеру начиналось настоящее гулянье, где людей развлекали скоморохи.
На второй день Троицы, который называется Клечальным понедельником, люди посещали церковь. После службы священнослужители ходили по полям и молились, прося Господа защитить урожай.
Третий день Троицы именуется – Богодуховым днем. Выбирали самую прекрасную девушку, наряжали до неузнаваемости — разноцветными ленточками и бесподобными венками, облачали в праздничную одежду. После этого водили ее по дворам, а хозяева щедро одаривали ее угощениями. Также освящали воду в колодцах, дабы очистить ее от духа нечистого.
Каждый славянский праздник буквально пропитан разными обрядами и ритуалами. Что ж, давайте подробнее остановимся на нескольких из них:
Как мы уже упоминали, в этот день существовало поверье, что на Троицу просыпаются русалки. Поэтому, чтобы уберечься от неё, в селах проводили несколько ритуалов. В одних деревнях женщины с наступлением ночи пробегали по всему селу с помелом.
А в других селениях переодевали девушку в русалку, а затем выгоняли её в поле и бросали в жито, после чего убегали домой. Еще один ритуал, связанный с изгнанием русалки, осуществлялся следующим образом. Заранее всей деревней создавали чучело русалки, а вечером во время гуляний вокруг него водили хороводы.
Затем все разделялись на две команда, одна из которых пытается забрать у противника русалку. После этого чучело относили в поле разрывали его на мелкие кусочки и развеивали по полю.
Кроме русалок, по мнению славян, в этот день пробуждался и водяной, которого также нужно было отпугивать. Для этого всей деревней вдоль берега разжигали костры, водили хороводы и громко пели песни. Наутро же считалось, что все нечистые силы прогнаны, поэтому народ с чистой совестью с самого утра бежал на реку, чтобы искупаться.
Женщины, у которых были молодые дети, сохраняли кусочек Троицкого пирога для свадьбы. Когда же кто-то вступал в брак, то мать вручала молодоженам этот сухарь, в надежде, что он будет их оберегом и принесет мир, счастье, богатство и радость в дом, а также убережет от болезней и невзгод.
Особенное внимание стоит уделить украшению дома, так как обычные ветви и букеты не подходили. Считается, что в этот день в доме обязательно должны быть ветки клена, березы, дуба и рябины — ведь именно они способны защитить от злых людей, а также даруют силу, здоровье и энергию для преодоления препятствий
Спустя неделю все растения сжигали на костре.
Также на Троицу было принято собирать различные травы, ведь по мнению наших предков, они обладали особой силой. Все это засушивали и оставляли на случай, если кто-то в доме заболеет.
Обязательным ритуалом на Троицу было пускание венков по реке. Это было своего рода гаданием на Троицу — таким образом девушки пытались узнать свою судьбу на дальнейший год.
Чтобы спастись от засухи и неурожая, в этот день принято было орошать цветы и ветви, с которыми стояли в храме своими слезами. Девушки специально пытались расплакаться, чтобы капли попали на цветы, после чего их хранили целый год.
Как относиться к народным приметам и языческим обычаям, описания которых встречаются в интернете
Издревле Троицын день был связан у славян и других народов со множеством обрядов, ведь торжество приходится на позднюю весну, или первые дни лета, когда пробуждается природа. Для язычника это означало множество ритуалов, связанных с будущим урожаем, семейной жизнью, например, замужеством девушек.
По принятии Русью христианства многие из старинных ритуалов продолжали бытовать. Часть из них были переосмыслены. Например, обычное у славян поминовение предков, приходившееся на эти дни, сменилось Родительской Субботой, когда Церковь молится о всех усопших, в общей радости празднования соединяются живые и умершие в Боге христиане.
Разумеется, это уже не имеет отношения к славянским поверьям о том, что в эти дни умершие приходят на землю, и другим языческим представлениям. Но все же в традиционной культуре Руси сосуществовали вера в Истинного Бога с остатками язычества.
Большинство обрядов, ритуалов, которые предлагают совершить различные неоязыческие сайты к этой, уже ушедшей традиционной культуре, отношения не имеют. Чаще всего они представляют собой не всегда грамотную историческую реконструкцию с большим количеством неточностей, грубых ошибок, идущих от незнания этнографического материала. Иногда же за ними стоят реальные духовные практики, к христианству отношения не имеющие.
В отличие от язычества, христианство ныне, как 2000 лет назад, живо и действенно. Как века назад, оно продолжает нести миру радость о спасении, мире, любви, и Истинном Триедином Боге.
Римский обряд
В отличии православных, католики отмечают раздельно Пятидесятницу (день Схождения Святого Духа) и Троицу. Празднование Бога Троицы Римо-католическая Церковь совершает через неделю после Пятидесятницы.
Наталья Сазонова
Немного истории
Появление этого празднования точно известно с апостольских времен. А писание одного из них, св. Луки, донесло до нас обстоятельства появления этого праздника.
По Вознесении Господнем, рассказывают «Деяния Апостолов», все ученики Христовы пребывали вместе, ожидая исполнения обетования, ради которого им повелено было остаться в Иерусалиме.
«Огонь неопаляющий»
Согласно Луке, на 50 день по Воскресении и на 10 после Вознесения Господа Апостолам произошло чудесное. Даже спустя годы св. Лука с трудом находит человеческие определения случившемуся. Он пишет, как «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» — но ветра, как замечает толкователь, архиеп. Аверкий (Таушев), не было. А затем «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:2-3). Но и это «как бы огонь», но в то же время нет.
Свт. Кирилл Иерусалимский пишет:
С этого момента ученики, не всегда понимавшие своего Учителя, иногда по-человечески сомневавшиеся, стали действительно Его Апостолами. Их преобразившиеся души засияли Благодатью так, что после первой проповеди Петра у слушавших иудеев, умилившихся сердцем, был лишь один вопрос: «Что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). Только в тот день приняли Крещение около 3000 человек.
Так родилась Христова Церковь. И Дух, сошедший на Апостолов, пребывает с верными вот уже более 2000 лет, ибо:
«Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр. 13: 8).
Когда появился праздник?
В Деяниях Апостолов, посланиях Апостола Павла «Пятидесятница» упоминается не раз. Поэтому некоторые святые отцы, например, блаженный Августин (IV—V вв.), полагали, что празднование существовало уже при Апостолах. Более осторожны позднейшие богословы, думающие, что св. Павел все же почитал одноименный иудейский праздник (связанный с дарованием народу Божию 10 заповедей на Синае).
Самые ранние документальные известия о празднования относятся к III в. Богослов этого времени Тертуллиан пишет:
Это интересно: Кто объяснил значение Святой Троицы с помощью трехлистного клевера
Троица обычаи и традиции
Каждый глубоко верующий человек почитает Бога Отца, Сына, Святого Духа. Возносится тройственная молитва. Поминовение этого святого дня было установлено в память о Схождении Святого Духа на Богородицу, последователей Христа.
Празднование Троицы подразумевает обряды, традиции. Среди которых есть церковные и те, что пришли к нам из глубины веков «народные».
ЦЕРКОВНЫЕ УСТОИ:
- Праздничная литургия длится три дня. Начинается с вечерней перед наступлением календарной Троицы.
- На литургию священники надевают зеленое облачение, которое считают символом вечной жизни.
- Церковь украшается березовыми ветвями, пол усыпают свежей травой.
- Милостыня в этот день благое дело.
- Обязательное поминовение всех усопших в роду, подаяние на храм.
- На третий день освящают воду.
- Из церкви нужно принести травы, березовых веточек, освященной воды. Это оберег от всех бед на текущий год.
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ:
- До наступления Троицы положено убраться в доме, испечь хлеб.
- Навещали близких родственников, принимали гостей.
- Гостей угощали караваем. Незамужние девушки хранили его до свадьбы. На этом кусочке делали опару для свадебного каравая.
- Три дня светлого праздника, лучший период для сбора лечебных трав. Согласно поверью, они обладают чудодейственными свойствами.
- В былые времена устраивали гулянья с плетением венков, гаданием, песнями, плясками.
- Парни засылали сватов.
- Если что-то потерял, на Троицу обязательно найдешь. Это идеальный день для поиска клада.
- Речная и озерная вода таит опасности. Считается что русалки, водяные, могут утащить на дно.
- Традиционно отказываются от всякого рода работы. День не терпит злости, брани, драк и т. д.
- В преддверие праздника необходимо проведать могилки умерших родственников. Обязательно их помянуть. Наши предки считали, что умершие могут увести кого-то из дома в наказание. На кладбище всегда носили помины-угощение.
- Считается, если в день Троицы обмести березовым веником могилки умершей родни, они возрадуются вашей заботе. Весь год будут оберегать семью от бед и напастей. Обметая могилки вы отгоняете нечистую силу.
Если хотите защитить себя и семью на весь год, подружитесь с травами. Они имеют особую силу в этот день.
- Пол дома обязательно усыпать стеблями аира. Они отведут от дома беду, несчастья, людскую зависть, злобу.
- У входа, в дверях, повесьте ветки полыни. Она преградит дорогу нечистой силе на весь год.
- Букетик из пижма и любистка положите возле икон. Они защитят вас от сглаза, лихих людей.
- Девушкам на выданье необходимо в комнате имеет чабрец и тимьян по несколько веточек. Эти растения женское начало, Богородичное благословение.
Что святят на Троицу, какие ветки и траву, зелень, когда освящают в субботу или воскресенье: другие традиции светлого праздника Троицы
В народе это праздник очень любят. Хозяйки в этот день старательно наводят чистоту и порядок. Дома и комнаты украшают зеленью, веточками березы, дуба, калины.
В Воскресенье принято посещать церковную службу. Но в церкви начинают вести богослужение с вечера субботы.
Троица всегда припадает на выходной день. А потому принято в честь праздника устраивать обед, куда приглашают родных и близких. На обеде принято угощать караваем, различными блюдами из яиц, пирогами. Так же можно выбраться с семьей на пикник.
В народе до сих пор сохранилась традиция устраивать народные гуляния, ярмарки, выставки, концерты в честь этого праздника.
С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, цветами.
Откуда берет начало этот обычай?
Многие задают этот вопрос.
Я думаю, тут две причины: одна – церковно-историческая, а другая – символическая.
Исторически, я думаю, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день .
Также день пятидесятницы еврейской, ветхозаветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пятидесятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.
Несомненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в наших руках.
Но троицкая зелень имеет и символический смысл.
Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна – и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью – и наше сердце расцвело.
Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа человеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин. 15:5).
И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней оторванными от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом.
Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа. И в этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и беззакониям.
Будем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Божественной литургии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Аминь.
Протоиерей Борис Старк. Из проповеди в день Духа Святаго, 1981 г.
“Вся моя жизнь чудо”. – М., 2007 г. – ПСТГУ.
Троица у славян
Как известно, славянский народ не всегда исповедовал христианство, а на протяжении многих веков официальной религией у них было язычество. Именно поэтому даже сегодня сохранились обычаи и традиции, которые относятся скорее к славянской культуре.
Ещё до того, как церковь начала отмечать Троицу этот день считали границей меж весной и летом. В этот день было принято петь песни, танцевать, веселиться, водить хороводы. Дома наряжали зеленью, которую после применяли в качестве лечебных трав и настоек. Считалось, что именно в этот праздник на землю выходит нечистая сила в виде русалок и мавок.
До крещения Руси существовал праздник Семик или Триглав, то есть славянская Троица. Согласно языческому учению, существует три Божества, которые и управляют человечеством — Сварог, Перун, Святовит или Святожич.
Первый, по их мнению, создал Вселенную, второй является защитником правды, более того именно Перуна все воины почитали особенным образом и считали его своим покровителем, пишет w. Третий же, Святожич — хранитель света и неба, именно он наполняет человечество энергией жизни.
Как мы уже упоминали, другое название славянской Троицы — Семик, что в переводе означает Зеленая неделя. Это, можно сказать, начало летних святок, которые, как и всегда на Руси, сопровождались громкими гуляниями, своеобразными обрядами, и, безусловно, девичьими гаданиями.
Заговоры Троица : от болезни, на любовь, на деньги
Дохристианская культура базировалась на поклонении божествам, жертвоприношении, ритуалах, обрядах. Так уж сложилось испокон веков, что обряды тесно переплелись с молитвами. Сегодня, обряды и заговоры действенный способ добиться желаемого. Обрядом или заговором с молитвой невозможно накликать беду. Чтобы вы не делали, у вас должно быть чистое сердце и вера в Троицу: Бога Отца, Сына, Святого Духа.
Прежде чем приступить к любому действу, необходимо побывать на утренней службе, обязательно поставить свечи за здравие себе, родным, за упокой умершим, сделать подаяние нуждающимся.
Заговоры и обряды считаются очень сильными, потому как могущество природы и Всевышнего в Троице соединяются в это день воедино. Обряды обязательно должны быть выполнено до полудня.
на деньги
PS: Соединение воедино двух тонких граней, дохристианской культуры и религии, в день Троицы, дает нам огромный потенциал, мудрость природы матушки. Заряжаясь неимоверным позитивом, духом праздника получаем мощную энергетику на весь год. Желаем вам мира, счастья, радости, здоровья, в этот светлый день.
Обычаи и обряды в России
Важнейшими из них у христиан всегда были:
- поминовение усопших, которое обычно происходило накануне, а также на вечернем богослужении перед Днем Святого Духа, особо установленном на христианском Востоке праздника, следующем за Пятидесятницей;
- Крещение тех, кто приготовился к этому Таинству («оглашенных», то есть изучивших истины веры) на сам день празднования.
Троица праздник берёзы?
Нет. Но есть традиция дня, пришедшая из иудаизма, но христиански переосмысленная. У иудеев принято было отмечать день, именуемый Шевуот, или Пятидесятницей, окончанием жатвы, когда из урожая совершались пожертвования Единому Богу, а синагоги, дома иудеев, украшались зеленью.
Именно это празднование имеет в виду св. Лука, говорящий, что Дух сошел «при наступлении дня Пятидесятницы»: юная христианская община, состоящая из иудеев, также отмечала день окончания жатвы – который с этого времени получил совсем иное содержание.
Троица праздник Березы? Никак!
Отсюда идет обычай украшать храмы зеленью. Кроме того:
- с Шевуотом было связано также воспоминание о даровании Моисеем 10 заповедей на Синае – то было поздней весной, когда эта гора была покрыта молодой зеленью, которая как бы знаменовала начало новой жизни народа Божия; новое обновление мира наступило с Пришествием Духа Святого;
- наконец, зеленые ветви именно дерев (а не только цветы, трава) напоминают о дубраве Мамвре, где тайна Триединства Божия впервые была приоткрыта праотцу Аврааму явлением трех Ангелов ( см. Троица — икона уникальная) –это уже чисто христианское осмысление символики зелени во храме.
Что до березы, то на Руси именно ее зелень была избрана для украшения, очевидно, ввиду распространенности этого дерева, его нарядности, и, конечно, того, что его листья одними из первых распускаются поздней весной.
Особое отношение к березе имеет также языческие корни: славяне почитали ее как своего рода «мировое древо», «кормили», украшали («завивали»), даже наряжали, как девушку. А потом девушки реальные просили у дерева удачного замужества, плясали, водили хороводы вокруг. Разумеется, все эти обычаи не имеют отношения к православию.
Что нельзя делать христианам?
Прежде всего – следовать разного рода суевериям, связанным с «троицкими березками»: подобное поклонение твари, а не Творцу – нечестиво, удаляет от Бога. Неправильно также:
- совершать «ритуалы» с зеленью, принесенной из церкви (например, у наших предков был обычай на ней гадать);
- плести венки из зелени, воспринимая их как ритуальный «оберег», а также предмет для гаданий: это также древний языческий обычай.
Что по традиции сжигали девушки на Троицу
Это также обычай из разряда магических, распространенный, как говорят этнографы, в деревнях Московской губернии: ночью перед Троицей девицы… сжигали старые мужские штаны! Это делалось, чтобы на селе было больше женихов;-))
Свадьба на Троицу: хорошо это или плохо
Свадьба на сам праздник Троицы не возможна ни как государственная регистрация (по воскресеньям ЗАГСы не работают), ни как церковное венчание: это Таинство не совершается по великим праздникам. Накануне зарегистрировать брак и обвенчаться можно. Учтите, что во вторник и четверг в венчании откажут, так как накануне постных дней это таинство не совершается. Заручиться помощью Божией на сложном пути — хорошо. Но многое зависит от брачующихся.
А вот для таинства крещения запрета нет. Можно крестить детей и креститься самому.
Приметы
Среди явлений природы на этот день народ особенно замечал дожди:
- дождь, который идет на праздник: считалось, что это предвещало большой урожай, а также теплое лето;
- многие также думали, что попавший под дождь обязательно исполнит свои желания, а увидевший радугу – станет богатым.
Значительная часть подобных примет – чисто языческие суеверия, другие – устарели ввиду происходящих изменений климата.
Кумление на Троицу
Установить дружбу, значит пройти обряд кумления. Кумятся девушки, которым пора собираться замуж. Суть обряда заключается в походе будущих невест в лес, где они обмениваются любезностями, подарочками.
Исследователи славянской культуры отмечают, что существуют несколько вариантов кумления.
Первый обряд проходит с использованием разнополых кукол. Девушки держат их стоя по разные стороны березки. Говорят любезности, затем меняются куклами.
Второй проходит с использованием плетеных кукушек. Их крепят к двум рядом расположенным березкам. Наклоняют верхушки, становятся на колени, затем кланяются друг дружке. При этом трижды произносят: « Кумушка нам век дружить да не браниться», а вторая отвечает: «Кума, век дружить буду да не браниться». Затем обе говорят: «Аминь».
Третий проходит с использованием вербовых веночков. Девушки плетут их до того, пока не начали завивать березку. Сам же обряд начинается после завивания березки. Клятвенные слова дают глядя сквозь два веночка.
Девушки после обряда готовы стать верными подругами, кумами. Во время обряда вокруг девушек поют песни, водят хороводы.