Почему монголо-татары сначала приняли христианство, а потом ислам

Как монголо-татары приняли ислам

Мотивы хана Узбека

В своей научной работе монахиня Сергия написала: «Русь проиграла миссионерское состязание с мусульманами, несмотря на то, что в XIII веке христиан в Орде было неизмеримо больше, чем мусульман. Причиной тому была явная слабость русского народа, упадок народного духа, его разобщенность, нарушение внутриэтнической солидарности».

То есть, одной из причин победы ислама явились постоянные распри русских князей, свидетелями которых жители Золотой Орды становились довольно часто. И такое понимание «братства», демонстрируемое православными, вызвало неприятие среди кочевников. Впрочем, при выборе государственной религии хан Узбек (около 1283-1341 гг.) руководствовался и другими соображениями.

Автор книги «Энциклопедия ислама» (издательство И. В. Мельникова, 2012 г.), Александр Ханников, считает, что распространению мусульманской религии в Золотой Орде способствовали следующие факторы:

  • доминирование булгарских земель в составе нового государства;
  • необходимость союза с халифом Египта для борьбы с иранскими Хулагидами в Закавказье;
  • законы кочевников, запрещающие чинить какие-либо препятствия представителям любой конфессии.

Арабские и среднеазиатские миссионеры активно пользовались лояльным отношением властей Золотой Орды ко всем религиозным деятелям.

Кроме того, хан Узбек всю свою жизнь последовательно боролся с наиболее реакционными, по его мнению, представителями ордынской элиты, которые все еще оставались приверженцами языческой веры предков. Да, и другие потомки Чингисхана, правившие в Средней Азии, к тому времени уже были мусульманами.

« «Станет тесно от свежих могил»: страшные предсказания Анны Ахматовой

Тенгризм реставрирован неоязыческими культами

К концу XX века в людях пробудилось стремление к корням. Усилился интерес к древним религиозным традициям. Тенгризм не стал исключением. Многие этносы (кумыки, башкиры и т.д.) заинтересовались верой предков.

Это не удивительно. То же самое происходит у славян, которые стремятся возродить религию древних славян. Это рассматривают как исконное и традиционное. Так люди ощущают своё не только религиозное и историческое, но и родовое, а также этническое единство.


Статутэтка Умай — матери-земли в тенгризме

Татары-мусульмане отождествляют Аллаха и Тенгри, ибо так им проще принять и воспринять ислам. Он становится более своим. Преимущество тенгризма — это возможность самоидентификации татарского народа, его слияние с культурой и фольклором.

Стремление в тенгризм особенно удивителен для преимущественно исламского региона, где веротерпимость — редкое явление.

Но и слабые стороны тенгризма очевидны:

  • Отрыв от древней религии. Как неоязыческое движение, эта религия лишена тесной привязки к реальной исторической вере татар. Это не более чем «вера по мотивам археологических находок». Доподлинно невозможно восстановить, какой была религия предков, так что сейчас остаётся единственное — сочинять, додумывать, по сути, выстраивать совершенно иную, неоязыческую традицию, почти никак не связанную с корнями татарского народа.
  • Отсутствие источников. Большой временной разрыв мешает найти какие-то точки опоры для тенгризма: святыни, храмы, цепочки преемственности знания. Фактичеки не из чего реставрировать древнюю традицию.
  • Конкуренция с исламом и православием. Православие представлено у татар слабо, но всё же это довольно влиятельная религиозная традиция в России. Далеко не везде священнослужители и люди, которые ходят в православные храмы, дружески относятся к представителям других религиозных традиций. Это неприятный, но реальный факт. Быть религиозным меньшинством в России сложно. Это положение изгоя.

Тенгризм

доисламская и добуддийская религия тюрко-монгольских кочевников, в которой присутствует культ обожествлённого неба

Но намного хуже и сложнее приходится выстраивать отношения и исламом. Далеко не всем мусульманам приятны компромиссы собратьев между тенгризмом и мусульманством. Верующих в религию предков часто рассматривают как язычников и соответствующее к ним относятся.

Веротерпимые язычники

Доктор исторических наук Герман Федоров-Давыдов, как и многие другие исследователи, отметил веротерпимость, которую проявляли монголо-татарские завоеватели в покоренных странах. Работа ученого «Религия и верования в городах Золотой Орды» была опубликована в сборнике статей «Историческая археология. Традиции и перспективы» (Москва, 1998 г.).

Изначально будучи язычниками, правители государства Джучидов и их подданные лояльно относились к православным, католикам, мусульманам и представителям других конфессий. В золотоордынских городах строились храмы и мечети, проповедовали миссионеры из разных стран. Христиане мирно уживались рядом с мусульманами. Впрочем, большинство монголо-татар, населявших степные просторы, в XIII-XIV веках еще сохраняли верность язычеству.

По сути, Золотая Орда стала своеобразной ареной борьбы за умы и сердца людей между представителями ислама и православия. Что касается католиков, то у них изначально не было особых перспектив из-за географической удаленности Ватикана.

«… в золотоордынских городах Поволжья были католические священники. Но их роль была незначительной. Именно русские, именно православная церковь не допустили католичество в золотоордынское Поволжье. Оно было сильно в западных частях Золотой Орды, особенно в Крыму, но не в центральном ее районе», – считает Г. А. Федоров-Давыдов.

Сотрудничество с церковью

Довольно быстро татарские ханы нашли общий язык с православными священниками. Как пишет Владимир Титов в своей книге «Православие», уже в 1259 году завоеватели обложили данью Псковские и Новгородские земли, но при этом освободили от сего бремени «архимандритов, игумнов, и попов, и диаконов, и иноков, и крылошан и всего священнического причта». А спустя 2 года, если верить митрополиту Макарию, автору книги «История русской церкви», митрополит Кирилл попросил у хана дозволения основать в Сарае православную епархию, куда после согласия и направил в качестве представителя епископа Митрофана. После смерти Кирилла его преемник митрополит Максим, грек по происхождению, едва прибыв в Россию, тут же нанес визит в Орду.

С тех пор у православных священнослужителей сформировался своеобразный обычай: ездить к татарским ханам для утверждения собственной власти и для получения ярлыка. Эти ярлыки снимали с церковников обязательства по уплате дани. Но самое интересное, что православной церкви нередко удавалось даже вернуть себе принадлежавшие ей некогда земли. Так, Анатолий Сахаров и Ефим Грекулов в своем издании «Религия и церковь в истории России» приводят слова из одной ханской грамоты о том, что «земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища, да не замают их, а что будет взяли и они отдадут беспосульно».

Переход Орды к исламу

Первым знатным мусульманином среди ордынцев стал хан Берке (1256-1267). Согласно легенде, правитель однажды повстречал на пути купеческий караван из Бухары, разговорился с торговцами, и те в деталях рассказали ему про ислам. Берке очаровался этой религией, принял ее, после чего чуть ли не силой заставил «перейти» своих младших братьев, кстати, фанатичных язычников. Еще через несколько лет после этого правитель публично объявил о своей вере, и стал стремительно продвигать ее в массы.

Хан Берке (фрагмент арта) / Mohamed Ali / artstation.com/mohamed_ali

Алексей Максимов «В Золотой Орде»

Хан Берке (фрагмент арта) / Mohamed Ali / artstation.com/mohamed_ali

Получилось ли? В течение своей жизни особых успехов он достигнуть так и не смог, потому что последователей язычества было очень уж много, их всех быстро «обработать» не получится, а истинного православного верующего в то время обратить в ислам было практически невозможно. Однако, заключенные во время правления Берке союзы с мамлюкским султаном Бейбарсом принесли свои плоды – начался постоянный культурный обмен с мусульманским Ближним Востоком, последователей ислама среди ордынской знати становилось все больше, в результате уже в начале XIV века «магометане» в аристократической доле населения монголо-татар начали уверенно преобладать.

Точку в обращении своего народа в эту веру поставил хан Узбек (1312-1341) – именно он сделал ислам государственной официальной религией Орды. Впрочем, веротерпимость у них никуда не делась – до самого заката бывшей могущественной империи в конце XV столетия никакой враждебности по отношению к православию ордынцы не проявляли, во всяком случае формально!

Подписывайтесь на дзен-канал и не забудьте поставить лайк))

Истоки вероисповедания

Ислам зародился еще в 611 году, закрепился книгой Коран и в течение двух веков активно распространялся на территории Средней Азии и на Кавказе. Приняли мусульманство и татары. Религия в VIII-IX веке не была насажена искусственно, большая часть людей обратилась к ней по собственному желанию. Волжская Булгария – регион-прародитель данного этноса – первым принял ислам. Особенно заботились о вере ханы.

Один из них, Алмыш, попросил Багдад организовать построение мечетей и отправить проповедников. Его просьба была выполнена. Тем не менее, языческие корни в некоторых местах давали знать о себе, Аллаха называли по имени другого бога — Тенгри.

Анимизм (то есть вера в существование духов и души) все еще оставался близким для населения. Он четко прослеживался в шаманских ритуалах. А Тенгри был главным небесным божеством, создателем растений и покорителем грома.

Но именно ислам стал весомым шагом в поднятии на высшую ступень цивилизации. В 1241 г. государство было захвачено монголами и стало частью Золотой Орды. Чингисхан первым назвал население Бурятии и тюркоязычные части войск просто одним словом — «татары». Религия ислам тогда была чужой монголам, и уже упомянутый Узбек насильственно делал из христиан мусульман.

Распространение ислама

К кочевникам приезжали и исламские миссионеры. Причем, действовали они довольно активно, с каждым годом их проповеди слушало все больше людей.

Первым мусульманином, правившим Золотой Ордой, был хан Берке (1209-1266 гг.). Этот представитель монгольской знати принял ислам под влиянием среднеазиатских проповедников. Правда, тогда мусульман среди ордынцев было сравнительно немного.

«Мощное религиозное влияние на Золотую Орду оказывал Египет. Берке через своих послов в Каире присягнул халифату, основанному Бейбарсом. Халиф сам провозгласил благословение Аллаха на хана Берке и приказал сделать то же самое с мимбаров Каира, Мекки, Медины и Иерусалима. За Берке по указанию султана совершили хадж и потом рассказали о нем хану. Берке получил из Египта религиозные реликвии», – отметил Г. А. Федоров-Давыдов.

Разумеется, продвигая свою религию, арабы преследовали собственные стратегические цели. Внушающая ужас армия Золотой Орды могла быть серьезным союзником на геополитической арене того времени. Поэтому проповедники, восхваляющие учение пророка Мухаммеда, всë приезжали и приезжали, а средства на строительство мечетей и медресе всегда находились.

Помимо Средней Азии и арабских стран еще одним проводником ислама в Золотой Орде являлась Волжская Булгария, население которой в XIII веке было преимущественно мусульманским.

Буквально за несколько десятилетий XIV века представители ханафитского и шафиитского религиозных течений стали преобладать среди монголо-татарской знати и жителей городов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма.

Религия правителей

Что касается самих правителей Монгольского государства, то от поколения к поколению, вероисповедание их могло меняться. Впрочем, долгое время, несмотря на смену вероисповедания, мышление, в рамках которого они руководствовались религиозной политикой было типично языческим, а то и попросту религиозно-индифферентным.

Историк русской Церкви, Карташов про того же Чингисхана пишет: «известно, что он не придерживался строго никакого определенного исповедания веры, но, признавая бытие Единого Верховного Существа, вместе с тем боялся и всех остальных божеств: буддийских, мусульманских и христианских, и желал всех их задобрить одинаковым покровительством духовенству всех вер».

Тому же принципу следовали и преемники Темучина. Например, когда к хану Мангу в 1263 году прибыл католический миссионер Рубруквис и предложил «окатоличить» все народы Монгольской империи, да и самому Мангу принять христианство западного обряда, великий хан ответил: «все люди обожают одного и того же Бога, и всякому свобода обожать его как угодно. Благодеяния же Божии, равно на всех изливаемые, заставляют каждого из них думать, будто его вера лучше других».

Собственно, при дворе ханов были представители самых разных религий, которые свободно отправляли богослужения своих культов. Были здесь и языческие жрецы-камы, служащие Небу, были мусульмане и иудеи, и христиане нескольких течений.

Буддийские храмы и монастыри Монголии

Монастырь Гандан (Гандантэгченлин) в Монголии – крупнейший в Улан-Баторе, был основан в 1835 году и знаменит 26-метровой статуей Авалокитешвары – «Мэгжид Жанрайсэг». Сейчас в монастыре проживают более 150 монахов.

Монастырь Эрдэни-Дзу – старейший на территории страны, расположен в городе Хархорин. Монастырь был основан в 1585 году и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме этого, он считается частично действующим, хотя представителем религии принадлежит лишь один из храмов.

Храм Чойжин-ламы, основанный в 1904 году и построенный под влиянием китайского зодчества, сегодня является музеем тибето-монгольского искусства религии.

Глобальная конкуренция с католичеством

Понимание причин, почему Русская церковь относилась благожелательно к ханскому владычеству, будет неполным, если не учесть сложной ситуации, сложившейся в мировом православии после Четвёртого крестового похода. В 1204 году западные крестоносцы оккупировали Константинополь. На кафедру вселенского патриарха стали поставляться католики. Православная патриархия удалилась в Никею. Период вынужденного изгнания центра православия продлился до 1265 года.

Именно на это время и пришлось монгольское нашествие. Католическая церковь усилила свои притязания на русскую паству. Ватикан всячески стремился использовать монгольские завоевания в своих интересах. С одной стороны, для него, благодаря веротерпимости ханов, также открылись широкие пространства для миссионерской деятельности. С другой стороны, он стал подбивать русских князей к восстанию против Золотой Орды, обещая помощь западноевропейских государей в обмен на принятие русскими католического вероучения.

С первой целью – наладить на просторах Монгольской империи пропаганду католичества – уже в 1246 году в Каракорум к великому хану Гуюку прибыл папский легат Джованни Плано Карпини. В 1253-1254 гг. Монгольскую державу посетил посол короля Франции Людовика IX Святого Гийом де Рубрук. Со второй целью папский престол подстрекал к выступлениям против монголов галицкого князя Даниила Ярославича. В 1248 году Папа Иннокентий IV направил другому русскому князю, прославленному Александру Невскому, два послания, в которых побуждал его обратиться в католичество, обещая за это помощь Тевтонского Ордена против Золотой Орды. Летописи сохранили и свидетельство о прибытии в Новгород к Александру папских легатов.

Таким образом, в это время Русской церкви приходилось бороться с возрастающим влиянием Римско-католической церкви на Руси и в мировом христианстве вообще. И средство для этого она нашла в установлении доброжелательных взаимоотношений с сильнейшей на тот момент империей в Евразии.

И можно сказать, что этот раунд борьбы был выигран православием у католичества благодаря поддержке Золотой Орды. Хотя православие, в свою очередь, проиграло там исламу, но католичество не было пущено вглубь Евразии. Влияние католичества на ордынских землях ограничилось только причерноморскими и приазовскими городами (Сурож, Кафа, Тана) с преимущественно итальянским населением.

Памятником успешного миссионерства Русской православной церкви той эпохи должно служить обращение в православие и начавшееся обрусение разноплеменных (хазарских, татарских, черкесских и иных) предков казачества на Нижнем Днепре (запорожцы или черкасы), на Дону, на Хопре (казацкое государственного образование Червлёный Яр, известное с 14 века). Оно на многие века определило последующую географическую конфигурацию российского государственного строительства.

Исторический результат этой деятельности Русской церкви в 13-14 веках до сих остаётся недооценённым учёными (за исключением, пожалуй, лишь Георгия Вернадского и Льва Гумилёва).

« Вождение медведя: почему этой русской забаве на самом деле 40 000 лет

Татары Сибири

Коренным этносом Западной и Южной Сибири является тюркская раса. В общем, она отличается от других представителей племени. Но генетически ближайшими родственниками являются башкиры, казахи и сарти. Религия сибирских татар — смесь мусульманства и обрядов

Так, большое внимание уделяется имени при рождении, браку, похоронам

Практикуются поминальные обряды, празднование восточного Нового года и заклинания животных. Вместе с этим сибирские татары придерживаются Рамадана, празднуют Курбан и прочее.

Регион проживания этой группы тюркских племен сильно удален от Москвы. Во времена могущества Золотой Орды главной целью войн было обогащение, поэтому Сибирь не вызывала у ханов никакого интереса. Ситуация не слишком изменилась и тогда, когда российские цари окончательно разгромили монгольские полчища и положили конец империи Чингисхана.

Таким образом, местное население оказалось в определенной изоляции. Оно имело возможность развиваться само по себе. Основными учителями и проповедниками, как и раньше, оставались шаманы. Сибирские татары, религия которых представляет собой уникальный симбиоз классического суннитского ислама и древнего шаманизма, представляют наибольший интерес для этнографов. Эта группа племен практически не ассимилировалась и смогла сохранить подлинную историю своего этноса.

Православие в Золотой Орде

Руководитель отдела церковной истории и канонизации святых Пермской епархии РПЦ, монахиня Сергия (в миру – Вера Викторовна Королева) написала научную работу «От Золотой Орды до Верного», которая была опубликована в июне 2010 года информационно-аналитической службой «Русская народная линия». Автор рассказала, как строилась работа представителей православной церкви среди язычников.

Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II в 1267 году получил из рук хана Менгу-Тимура ярлык (официальный документ), подтверждающий его полномочия. Имущество и права православного духовенства были защищены законами завоевателей.

«Как видно, золотоордынские ханы в XIII-ХIV веках ставили русских митрополитов и Русскую Православную Церковь в особое положение. Ярлыки выдавались как митрополитам, так и князьям, что фактически уравнивало их. Но митрополиты имели право свободно связываться с Константинополем, чего не разрешалось князьям. Духовная власть ставилась ханами выше светской. Церковь стала самостоятельной политической силой в русском обществе», – отметила монахиня Сергия.

По ее мнению, христианизация Золотой Орды была вполне реальна, и такая цель стояла перед священнослужителями. Например, епископ Сарайский и Придонский Феогност в 1276 году получил у Патриаршего синода в Константинополе разрешение крестить пожелавших принять православную веру татар… песком. А всë из-за отсутствия достаточного количества воды в степных условиях.

То есть, церковные иерархи были готовы поступиться одной из незыблемых основ таинства крещения – святой водой, лишь бы привлечь на свою сторону как можно больше жителей Золотой Орды.

И такая политика принесла свои плоды. Православие приняли многие язычники, в том числе и представители аристократии.

Возрождение религии

С конца XVIII века началась новая волна возрождения Ислама. Она связана с именами великих ученых–просветителей Марджани и Курсави. Татарские мыслители стали первыми в исламском мире, кто поднял национальные вопросы и призывал к их новому решению. Так, учеными-джадидами (сторонниками нового общественно-политического движения) Ризаэтдином Фахретдином, Галимджаном Баруди и Зайнуллой Расули были открыты новометодные медресе: «Галия» в Уфе, «Расулия» в Троицке и «Мухаммадия» в Казани. Активное строительство каменных и обучение богословов позволило стать столице Казанской губернии центром исламской культуры и мусульманского просвещения.

В новейшей истории нашей страны уже Татарстан успешно возвращает забытые традиции мусульманского мира. Сегодня в Республике находится свыше тысячи мечетей, множество религиозных издательств, газет и журналов. С 1992 года работает республиканское , а с 1998 года – Российский Исламский Университет.

Татары-мусульмане, живущие в Казани, возрождают свою религию с чистым сердцем и именем Аллаха на устах. В поклонении и покорности Всевышнему они обретают истинный смысл жизни.

Петр Ростовский – царевич Ордынский

Во французском местечке Бюсси-ан-От расположена Покровская женская обитель, насельницей которой долгие годы была монахиня Таисия (в миру – Татьяна Юрьевна Карцова). Она написала книгу «Русские святые: 1000 лет русской святости», которая была опубликована в Санкт-Петербурге в 2000 году. В ней говорится и о правнуке Чингисхана, память которого РПЦ чтит 29 июня.

Монахиня Таисия называет два имени этого святого: Петр Ростовский и Даир Кайдагул сын Орда-Ичинов Чингизов. Он приходился племянником ханам Батыю и Берке. Большое влияние на молодого человека оказал епископ Ростовский Кирилл, который исцелил его двоюродного брата – сына хана Берке. Даир Кайдагул настолько проникся проповедями представителя православной церкви, что отправился вместе с ним в Ростов. Там царевич принял крещение под именем Петра.

Потомок Чингисхана на собственные средства основал Петровский монастырь (современная Ярославская епархия), расположенный на озере Неро. Петр Ордынский всю жизнь прожил в Ростове, он женился на местной татарке, которая родила ему много детей. Царевич умер в 1290 году, приняв перед кончиной монашеский постриг. Канонизирован в лике преподобного.

Многие знатные жители Золотой Орды и простые кочевники крестились. Например, сын хана Батыя, которого звали Сартак, воспитанный сирийцами, был приверженцем несторианства (учения, основанного на христианской религии).

«Впоследствии приняли святую веру многие другие знатные ордынцы: князь Беклемиш, сын князя Бахмета, крестился в Мещере со множеством других ордынцев, получил имя Михаил и построил церковь во имя Преображения Господня. Он стал родоначальником князей Мещерских. Царевич Берка, который приехал в 1301 году из Большой Орды и принял крещение в Москве от митрополита Петра с именем Иоанникия – родоначальник Аничковых… Чет-Мурза, пришедший из Орды в 1330 году к великому князю Иоанну Даниловичу Калите и названный в крещении Захарием – родоначальник Сабуровых и Годуновых, стал основателем Костромского Ипатьевского монастыря», – написала в своей работе монахиня Сергия.

Она отметила, что христианская община Золотой Орды в XIII веке была более многочисленной, чем мусульманская.

Жизнь

Основными занятиями татарских племен были:

  • пашенное земледелие;
  • пастбищно-стойловое животноводство;
  • огородничество.

На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия:

  • производство ювелирных изделий;
  • скорняжное дело;
  • валяльное ремесло;
  • ткачество;
  • кожевенное производство.

Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.

До 20 века в племенах были родоплеменные отношения. Существовало разделение между мужской половиной населения и женской. Девушек изолировали от молодых людей, до свадьбы они не общались. Мужчина имел более высокий статус, чем женщина. Пережитки таких отношений сохраняются в татарских селениях и сейчас.

Все татарские семьи глубоко патриархальны. Все, что говорит отец, исполняется беспрекословно. Дети почитают мать, но жена практически не имеет право голоса. Мальчиков воспитывают во вседозволенности, так как они — продолжатели рода. Девочек с детства учат благопристойности, скромности, подчинению мужчине. Юные девушки знаю, как вести хозяйство, помогают матери по дому. Браки заключались по договоренности между родителями. У молодых согласия не спрашивали. Родственники жениха обязаны были заплатить калым — выкуп. Большинство свадебных обрядов и застолье происходило без присутствия жениха и невесты, в них участвовала многочисленная родня. Девушка попадала к мужу только после уплаты калыма. Если жених устраивал похищение невесты, то семья освобождалась от выкупа.

Традиции

Татары — нация, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Они отмечают практически все мусульманские праздники, а также у них есть древние ритуалы, связанные с явлениями природы. Главными праздниками являются:

  1. Сабантуй.
  2. Нардуган.
  3. Новруз.
  4. Курбан-байрам.
  5. Ураза-байрам.
  6. Рамадан.

Рамадан — это священный праздник духовного очищения. Он называется по имени месяца татарского календаря, девятого по счету. Весь месяц идет строгий пост, кроме того, нужно усердно молиться. Это помогает человеку очиститься от грязных мыслей, стать ближе к богу. Этим укрепляется вера в Аллаха. Ураза-байрам празднуют по случаю окончания поста. В этот день можно кушать все, что мусульмане не могут себе позволить в пост. Праздник отмечается всей семьей, с приглашением родственников. В сельской местности проводятся гулянья с танцами, песнями, ярмарками.

Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. Это главный праздник у мусульман всего мира и самый любимый. В этот день приносят жертвоприношение в угоду Аллаху. Легенда гласит, что Всевышний в качестве испытания попросил пророка Ибрагима принести в жертву своего сына. Ибрагим решил выполнить желание Аллаха, показав непоколебимость своей веры. Поэтому бог оставил его сына в живых, повелев зарезать вместо него барашка. В этот день мусульмане должны принести в жертву овцу, барана или козу, часть мяса оставить себе, остальное раздать нуждающимся.

Очень значимым для татар является Сабантуй — праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. На стол ставят кашу, крашеные яйца, булочки.

Нардуган является древним языческим праздником зимнего солнцестояния. Его отмечают в конце декабря. В переводе с монгольского название праздника означает «рождение солнца». Существует поверье, что с началом солнцестояния силы тьмы теряют свою власть. Молодежь наряжается в костюмы, маски и ходит по дворам. В день весеннего равноденствия (21 марта) празднуют Новруз — приход весны. Согласно астрономическому солнечному календарю, наступает новый год. Световой день обгоняет ночь, происходит поворот солнца на лето. Еще одним интересным обычаем является то, что татары не едят свинину. Это объясняется законами ислама. Суть в том, что Аллах знает, что приносит пользу его созданиям, то есть, людям. Он запрещает есть свиное мясо, так как оно считается нечистым. Этот заперт отражен в Коране — священной для мусульман книге.

Политическая сторона медали

Как отмечал Ярослав Щапов в своей книге «Церковь в Древней Руси», после разорения русских земель 1237–1240 гг., которое не обошло стороной и церковную организацию, татары показали свое знакомство с политическими традициями Руси и готовность не нарушать их. Духовенство традиционно стало нести функции послов. Клирики стали дипломатическими посланцами татар и от них, а также посредниками между русскими князьями.

Открытие в Сарае епархии способствовало развитию дипломатических связей. Как отмечает историк Вячеслав Воробьев: «фактически это была узаконенная резидентура, и поэтому, когда с конца XIII столетия русские князья начнут регулярно ездить в Орду за ярлыками, они будут иметь всю необходимую информацию именно через представителей Русской Церкви».

Кроме этого, в некоторых городах начинались восстания против «поборщиков» другой веры

Люди не противились платить, но важно было, кому. В рассказе Лаврентьевской летописи о восстании в Ярославле на этот счет содержится прямое указание: люди изгнали сборщиков дани из города, «не терпя насилия поганыхъ»

«Откупахуть бо ти оканьнии бесурмене дани, – указал летописец, – от того велику пагубу людемъ творяхуть». Татаро-монголы и здесь проявили религиозную толерантность, чтобы не допустить дальнейших волнений, стали назначать сборщиками дани только русских людей.

Еще одной из причин лояльного отношения татар к религии и духовенству стал надзор. Благодаря Церкви ханы получили в свои руки мощный инструмент для контроля над русскими землями, в том числе и за счет духовной зависимости русских. Приведем слова Георгия Плеханова: «Великое народное несчастие, — татарское нашествие, — принесло, таким образом, большую пользу «богомольцам» русской земли, которые, со своей стороны, умели ценить любезность «неверных и нечестивых царей»».

В процессе покровительства Церковь накопила земли, богатство, что впоследствии  способствовало объединению Руси и борьбе с татаро-монгольским игом.

« Филатовы и Березкины: что стало с двойниками царской семьи

Период христианизации

Да, был и такой этап развития монголо-татар. Как мы уже поняли, ордынские ханы старались не устраивать религиозных «разборок», одинаково лояльно относились ко всем вероисповеданиям. Кроме того, они были весьма талантливыми и грамотными политиками, четко улавливали социальные настроения, а также умели быстро сориентироваться в том, кому реально принадлежит власть в том или ином регионе. Привело это к тому, что уже к середине XIII столетия лидеры русской православной церкви начали получать от ханов ярлыки наподобие княжеских, правда, полномочий в них было прописано несколько больше:

  • возможность самостоятельно вести дела с Константинополем (на такое ни один князь XIII века права не имел, а митрополиты могли);
  • возможность собирать с населения деньги в пользу храмов, монастырей и пр.;
  • в любое время заявляться в Орду без предупреждения и приглашения (это могли себе позволить некоторые купцы, но, опять же, не князья, во всяком случае, в течение второй половины XIII в.).

Сергей Иванов «Баскаки» / Музей истории города Москвы

Интересно, что католики, которых было сравнительно много в Поволжье, подобных преференций не имели и особой роли в социально-экономической сфере жизни покоренных территорий не играли, что говорит о явной симпатии ханов к православию.

Второй важный момент – крещение нескольких ордынских царевичей, самым известным из которых стал Даир Кайдагул, более известный в РПЦ, как Петр Ростовский. В свое время он проникся проповедями ростовского епископа Кирилла, и стал истинно верующим человеком, приобщив к своей новой вере несколько сотен знатных ордынцев. Интересно, что в течение XIII века православных среди монголо-татар было гораздо больше, чем мусульман, но в итоге ислам всех же смог одержать верх.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: