15 интересных фактов о фильме «страсти христовы»

“страсти христовы: воскрешение” – продолжение библейской драмы 2004 года

Страсти Христовы

Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши, наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились. Исаия 53:5 Пётр Даже часа не можете бодрствовать со мной Учитель! Что случилось с Тобой? Позвать всех? Господи? Нет, Иоанн. Я не хочу, чтобы они меня видели таким Учитель, ты в опасности? Может, бежим отсюда? Нет, оставайтесь, смотрите молитесь. Что это с Ним? Кажется Он напуган. Он говорил о какой-то опасности когда мы были… Он что то говорил о предательстве… Тридцать! Тридцать, Иуда. Таков был договор между мной… и тобой? Да. Где? Где Он? Услышь меня! Отец! Восстань, Защити меня. Избавь меня от западни, что они приготовили мне. Ты действительно веришь что один человек может понести полное бремя греха? Укрой меня, о Господи. Я верю в Тебя. Ты убежище моё Говорю Тебе, ни один человек не может осилить это бремя. Это слишком тяжело. Цена спасения их душ слишком велика. Никто. Никогда. Нет. Никогда. Отче, Ты всё можешь сделать. Если возможно, да минует Меня чаша эта… Но да будет воля Твоя, не Моя. Кто Твой Отец? Кто ты? Кого вы ищете? Мы ищем Иисуса Назорея. это Я. Радуйся, Равви! Иуда целованием ли предаёшь Сына Человеческого? Пётр! Положи меч! Взявшие меч от меча и погибнут. Положи. Малхус! Вставай! Мы взяли Его. Пойдём! Что, Мария? Что случилось? Слушай… Почему эта ночь не такая как все другие? Потому что прежде мы были рабы, но теперь мы больше не рабы… Они схватили Его! Во двор первосвященника. Быстро! Иди! Спокойно! Не так быстро! Это не твой праздник, ты беззубый вредитель. Пётр… Эй! Да что тут происходит? Там внутри! Остановите их! Они Его арестовали! Тайно! Ночью! Чтобы скрыть от вас своё преступление! Остановите их! О чём ты тут раскричалась, женщина? Кого они арестовали? Иисуса. Иисуса из Назарета! Заткнись! Она сумасшедшая. Преступник. Приведён для допроса, вот и всё. Нарушил законы храма. Понятно… Лучше пойди скажи ему, здесь большие проблемы назревают. Сказать кому? Абенадеру, идиот. Иди же! Иди! Иисус… Есть хочешь? Да. Это несомненно высокий стол. Для кого он? Для богатого человека. Ему что же, нравится есть стоя? Нет, он предпочитает есть вот…так. Высокий стол, высокие стулья! Да, я же их ещё не сделал. Больше никогда не попадусь! О нет, стой! Сними эту грязную робу прежде чем заходить. И вымой руки. Вот и началось, Господи. Да будет так. Сэр, тут проблемы с… Что, посреди ночи, Абенадер? Извините. В чём дело? Возникла проблема тут, в этих стенах. Кайафа арестовал одного пророка. Кого? Одного из Галилеи. Фарисеи очевидно ненавидят Его. Галилеянин? О ком это вы говорите? Кто этот нищий что вы привели нам? …в цепях как осуждённого. Это Иисус

Про исполнителя главной роли Джеймса Кэвизела

Актёру Джеймсу Кэвизелу, знакомому современным зрителям по сериалу «В поле зрения», на съёмках «Страстей Христовых» пришлось пройти немало испытаний. Грим занимал до десяти часов каждый день, поэтому актёр практически не спал – после нанесения грима, естественно, была ещё довольно долгая съёмочная смена (к тому же после грима на теле вскакивали волдыри). Чтобы раны казались более реалистичными, было принято решение использовать 3D-трансферы – специальные переводные объёмные картинки, имитировавшие раны и синяки (это, кстати, значительно облегчило рабочий процесс). Следы от плетей наносились таким же способом, а затем на этапе постпродакшена их стирали со спины Кэвизела в тех сценах, где они были не нужны. Правда, пару раз актёру досталось плетью по-настоящему, от чего, по слухам, на его теле до сих пор красуется вполне реальный шрам. Крест, который пришлось нести Джеймсу Кэвизелу, не был бутафорским, то есть весил он прилично – около 70 килограммов. Единожды его чуть не уронили на голову актёру. Ещё одна немаловажная деталь касается самого съёмочного периода – снимали в Италии в период с ноября 2002 года по январь 2003. Погода, как вы понимаете, в эти дни стояла довольно прохладная. И если большая часть съёмочной группы была одета в пуховики, Кэвизелу приходилось довольствоваться лишь набедренной повязкой, отчего он промерзал буквально насквозь.

«Централ Партнершип»

Протоиерей Максим Козлов о фильме «Страсти Христовы»

Интервью газете «Известия» с о. Максимом Козловым:

Один из первых отечественных зрителей «Страстей Христовых» настоятель домового храма святой мученицы Татианы МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов отвечает на вопросы Елены Лахтиной.

— Вы будете рекомендовать «Страсти Христовы» вашим прихожанам?

— Я шел на этот фильм с довольно большим внутренним предубеждением, с одной стороны, опасаясь неадекватности трактовки евангельского повествования — булгаковщины или толстовщины, с другой — смещения акцентов в духе западной политкорректности, поскольку уже был наслышан о том, что по требованию «прогрессивной общественности» Гибсон исключил из фильма евангельский текст «Кровь Христа на детях наших». Но должен сказать, что фильм преодолел эти предубеждения и сомнения. Он почти удивителен для современного состояния кинематографа и общественного сознания — я не ожидал, что в западном обществе возможно такое глубокое и искреннее обращение к основам нашей веры. Крестная жертва Христа, его страдание за нас, предательство Иуды, жестокость римлян, малодушие Пилата, слезы Девы Марии — все это возвращает нас к изначальным реалиям христианства. В этом смысле очень для многих этот фильм может оказаться полезным подспорьем в более непосредственном и приближенном восприятии самих основ нашей веры. Мне кажется, что «Страсти Христовы» — уже не факт истории кино, а факт религиозной истории христианства.

— Мне показалось, что Гибсон сознательно отбросил все последующие трактовки и попытался приблизиться к исходному тексту Нового Завета. Так ли это?

— Это то, что более всего ценно в его фильме. Трактовки в духе «я и Евангелие» для христианина по определению кощунственны

Прочтение евангельского текста в его изначальной чистоте и адекватное его донесение средствами того вида искусства, с помощью которого он реализуется (будь то иконопись, литература, драматургия или — как сейчас — кинематография), — вот что важно и нужно для Церкви

— Тем не менее в фильме используются визуальные приемы, которые можно назвать чисто голливудскими. Например, изображение дьявола и ада…

— Как вы объясняете, что «Страсти Христовы» вызвали такой интерес и отклик во всем мире?


— Это тоже удивительно. С одной стороны, мы знаем, что Гибсону никто не хотел давать денег, ни одна серьезная голливудская компания не стала его финансировать. Потом его заставили сделать политкорректные вырезки из евангельского текста (о них можно поскорбеть, но в целом адекватность этих фрагментов сохранилась). Вывод напрашивается такой: сколько бы нам ни пытались представить современное общество как постхристианское и обезбоженное, на самом деле во многих миллионах простых человеческих сердец христианство является вполне живой верой. Тяга людей к фильму Гибсона говорит как раз об этом. Совершенно разные вещи — то, каким мир и общество хотят представить и каким оно на самом деле является.

— Интерес к Новому Завету, вызванный фильмом Гибсона, может иметь разные последствия: человек, который захочет углубиться в предмет, найдет в открытом доступе не только христианские источники, но и тексты людей, иначе смотрящих на проблему зарождения религии.

— Для меня принципиально важно, чтобы люди задумались над вопросами «я и вечность», «я и Бог», «я и нравственная ответственность за свою жизнь». В этом смысле христианину нечего бояться

Человек, который задумается и прочитает Евангелие, — найдет правильный путь.

/ Протоиерей Максим Козлов /

Фильмы

Актер, который во время учебы в вузе часто снимался в курсовых работах других студентов, в конце 90-х отметился в сериале I ragazzi del muretto, полнометражной ленте своего мастера «Суламифь» и в «Отходах». В начале нулевых он заявил о себе в «Великом Медичи: Рыцарь войны», сыграв последнего из великих итальянских кондотьеров Джованни де Медичи, также известного как Джованни делле Банде Нере, и засветился в Pechalbata, «Техасе 46» и 13-минутной ленте Oggi è una bella giornata.

В феврале 2004-го Мел Гибсон представил «Страсти Христовы», ставшие одним из самых кассовых фильмов с рейтингом R за всю историю. В картине о любви, надежде, вере и прощении, получившей три номинации на премию «Оскар» и завоевавшей «Золотого орла» и множество других престижных кинонаград, роль апостола Иоанна Зеведеева, прозванного Богословом, досталась Христо.

Христо Живков в фильме «Страсти Христовы» / кадр из фильма

Следующими заметными проектами артиста, чья фильмография росла год от года, оказались «Гнездо жаворонка» о геноциде армян в Османской империи, эпическая сага «Барбаросса» о противоборстве Фридриха Барбароссы с городом Миланом и Ломбардской лигой и драма «День рождения Дэвида» о влечении мужчины к сыну лучшего друга.

«Страсти Христовы»

Вспоминая работу с Мелом Гибсоном, Живков описывал его как необычного, щедрого и самого энергичного человека, которого он знал. Например, увидев прихрамывающего водителя, тот поинтересовался, что случилось, и оказал ему посильную помощь. Когда уроженец Софии в процессе создания евангельской драмы соблюдал пост и во время обеда садился подальше ото всех, режиссер составлял ему компанию и в знак солидарности отказывался от своей порции мяса или пиццы.

Коллеги неоднократно встречались и после съемок в Болгарии, Италии и США, а однажды Мел сразу же пригласил Христо на ужин после того, как тот через помощника передал ему любимое оливковое масло

Летом 2016-го стало известно, что Гибсон трудится над сиквелом «Страстей Христовых», где основное внимание будет уделено воскресению Иисуса Христа. За сценарий масштабного проекта отвечал Рэндалл Уоллес, раньше работавший и над «Храбрым сердцем»

В «Страстях Христовых: Воскресение» («Воскрешение») те же роли, что и в предыдущей картине, получили Христо Живков, Джеймс Кэвизел, Майя Моргенштерн и Франческо Де Вито.

Отношение христиан

Купаясь в волнах одобрения со стороны христиан, картина даже выдержала обвинения в эксплуатации, антисемитизме и отступлении от библейских текстов. Ведь просмотр «Страстей Христовых» через фильтры евангелия накладывает ненужный отпечаток на восприятие. Даже самые принципиальные в вопросах следования библейским источникам христиане не выражают такого активного неодобрения фильму, как зрители других религиозных взглядов.

Уважение христиан по отношению к «Страстям Христовым» продлится до того момента, пока не появится другой фильм, который станет апофеозом веры. За 15 лет этого еще не произошло. Экстремальная реакция на фильм серьезно повлияла на взгляд киноиндустрии в отношении религиозных кинопроектов. Одни скажут, что это сила евангелия. Другие — что это зрелищность жестоких сцен. Но что бы вы ни думали о Христе, невозможно отрицать силу того течения, в основу которого легло его учение.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Личная жизнь

Многогранный и харизматичный актер больше десяти лет состоял в отношениях с писательницей, сценаристом, художницей и психотерапевтом Виргинией Захариевой, разница в возрасте с которой составляла 16 лет. После расставания Христо с возлюбленной его друзья, комментируя личную жизнь артиста, утверждали, что она промывала ему мозги и нуждалась в нем, пока у того были деньги.

Прийти в себя после тяжелого разрыва Живкову помогла новая любовь. В 2016-м всеведущим журналистам удалось узнать, что сердцем знаменитости завладела аниматор из США Ружа Колева.

Весной 2016-го мужчина завел персональную страницу в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), выложив снимок с подругой, итальянской актрисой Марией Грацией Кучиноттой, а летом поделился собственной фотографией, сделанной на Florence Fashion Week. К слову, Живков, участвовавший и в реалити-шоу «Большой брат», комфортно чувствовал себя в роли модели, в том же году примкнув к Manuel Ritz Clan.

Детство и юность

18 февраля 1975 года в столице Народной Республики Болгарии Эма Живкова, с 2012-го работавшая на первом частном национальном телеканале Болгарии bTV, родила сына Христо.

Мальчик рос в семье не один, а в компании сестры Дидоны, празднующей день рождения в декабре. Девушка, подарившая брату двоих племянников, Раду и Оливера, стала блогером и экспертом по волосам, запустив собственный сайт Curly Dee, где каждый желающий мог открыть для себя что-то новое из области трихологии и заказать полезную косметическую продукцию. Кроме того, она имела отношение и к румынскому сериалу под названием «Манифест».

В январе 2017-го в интервью болгарскому изданию «24 часа» актер посоветовал читателям не доверять всему, что пишут в газетах, потому что иногда там публикуется полная чушь:

После школы юноша справился со вступительными экзаменами в Национальную академию театрального и киноискусства имени Крыстё Сарафова в родном городе. В вузе студенту посчастливилось оказаться в одном из самых успешных и серьезно подготовленных в актерском плане режиссерских классов профессора Христо Христова. Там молодой человек учился бок о бок с Виктором Божиновым, Станиславом Тодоровым-Роги и Русланом Купеновым, которые всегда поддерживали друг друга, и перенимал знания у знаменитой Марии Ганевой.

Про скандалы и возрастной рейтинг

Ещё до своей премьеры в 2004 году драма «Страсти Христовы» оказалась в центре скандала: её критиковали и политики, и кинематографисты. Спикеры высказывали опасения, что кинокартина Мэла Гибсона может спровоцировать антисемитские настроения в мире. В некоторых странах показ был ограничен, а где-то и вовсе запрещён. Например, в Малайзии на государственном уровне было принято решение продавать билеты на «Страсти Христовы» только в христианских церквях. Фильм получил возрастной рейтинг «R» (зрителям до 17 лет просмотр разрешён только в сопровождении родителей), но это не помешало ему заработать в мировом прокате $609,5 млн (при бюджете в $30 млн). По сей день «Страсти Христовы» в рейтинге самых кассовых фильмов с возрастным цензом «R» занимают шестое место. Больше за прошедшие 17 лет собрали лишь пять кинокартин: «Джокер» ($1,074 млрд), «Дэдпул 2» ($785 млн), «Дэдпул» ($782 млн), «Матрица: Перезагрузка» ($742 млн) и «Оно» ($701 млн).

«Централ Партнершип»

Другой взгляд

Рецензия Роджера Эберта – одна из немногих, в которых учитывается этот нюанс. Вот что он сообщает о своем восприятии фильма: «Гибсон был первым в моей жизни, кто показал мне подлинную идею Страстей Господних

То, что в фильме отсутствует духовное послание, то есть, имеются лишь мимолетные отсылки на учение Христа, не столь важно. Фильм – это не проповедь, а визуализация центрального события в христианстве»

Рецепт необычного мороженого с голубым сыром и грецкими орехами

Как авангардная архитектура оттеняет природный ландшафт: дом на склоне

Тереза Палмер дает советы всем мамам: блог, книга и выбор имени для ребенка

Эберт наградил фильм четырьмя звездочками. Он подчеркнул, что понимает тех, кто почувствовал себя оскорбленным этой кинокартиной. Но также отметил, что усмотрел в «Страстях Христовым» идею того, что «необходимо полностью осознать жертву Иисуса, чтобы христианство обрело свое наполнение».

Роберт Пауэлл и «Иисус из Назарета» (1977)

Изначально Роберт пробовался на роль Иуды в этом фильме. Но продюсерам лицо актера напомнило образ Христа, распространенный тогда на Западе, и они решили отдать ему именно эту роль.

Как рассказывал Пауэлл на съемочной площадке в 1977 г., он испытал ощущение явной встречи со Христом в лондонском офисе в тот момент, когда ему предложили Его сыграть. Тогда его охватили трепет, растерянность и сомнения. Он говорил также, что роль Иисуса неиграбельна, и в фильме они лишь пытаются показать свое видение Христа.

Роберт Пауэлл с большой ответственностью готовился к этому проекту. Он женился на своей возлюбленной до начала съемок, утверждая, что «не может быть Иисусом и жить в гражданском браке». Он также начал вести более сдержанный образ жизни и сбросил 5 кг за месяц на строгой диете из фундука и воды.

Завершающая часть съемок проходила, когда актеру было 33 года. И выход этой картины в свет изменил его жизнь. Мини-сериал стал очень успешным, а Роберта признали лучшим исполнителем Иисуса Христа в кино. Ватикан даже предлагал актеру денежное вознаграждение, если тот согласится больше нигде не сниматься. Пауэлл тактично отказался от предложения и построил успешную кинокарьеру, хотя в первое время никто не хотел брать в свой фильм «Иисуса».

Самой важной для Роберта стала реакция на фильм его брата-атеиста, который после просмотра долго молчал, а затем тихо сказал: “Задумаешься тут…”

Были и некоторые неприятные для актера последствия съемок в этой картине: ему еще долгие годы приходилось просить людей, не путать его фотографии с иконами настоящего Спасителя.

Его слова:

В 2016 г., уже будучи добродушным стариком, в своем интервью Роберт рассказывал, что до съемок «Иисуса из Назарета» он плохо понимал христианство, в чем-то религия его даже отталкивала. Когда его утвердили на роль, у него были скудные знания о Боге, оставшиеся после воскресной школы. Тогда он впервые внимательно прочитал Библию, разбирая и анализируя, читая справочные материалы и комментарии к Ней.

– признался актер.

Со времен «Иисуса из Назарета» Роберт еще несколько раз возвращался к фильмам о религии. В 2013 г. Пауэлл сыграл закадровую роль рассказчика и Бога в сериале «Библия». А затем снялся в документальном сериале «Настоящий Иисус из Назарета», где путешествовал по Израилю и другим местам, освещая найденные записи, истории и события, связанные с историческим Иисусом Христом.

Реакция зрителей

Когда «Страсти Христовы» увидели свет 15 лет назад, ведущие критики буквально подвергли его сожжению на костре. Фильм заклеймили за то, что многими воспринималось как неоправданное насилие, отсутствие сострадания со стороны режиссера картины Мэла Гибсона, антисемитские настроения и слабый нарративный подход, где фигурам Понтия Пилата, Иуды и самого дьявола было уделено дополнительное экранное время.

Вот какие комментарии можно видеть на Rotten Tomatoes:

«Жестокость бичевания, избиений и сцен распятия далеко выходит за рамки драматизма, превращаясь в манифестацию садомазохизма».

«Фильм Гибсона <�… > — это немногим больше обычного повествования о тысячах зверств, чинимых римлянами в Иудее».

«Он так жестоко фокусируется на ужасах последних часов Иисуса, что кажется, будто обращается, скорее, к гневу, чем к любви. Он больше преуспевает в подавлении духа, чем его возвышении».

Как укоротить платье и сделать ассиметричный подол: простой способ

Сезон клубники открыт: рецепт французского десерта из бисквитов и свежих ягод

Люблю декор своими руками: в этот раз сделала из плетеного коврика висячую полку

Волна критицизма захлестнула мир. На Rotten Tomatoes фильм заработал 49 %, еще меньше – на Metacritic: всего 42 %, как и на большинстве ведущих киносайтов.

Интересные факты

  1. Болгарский актер радовался профессиональным успехам земляка, профессионального теннисиста Григора Димитрова, и охотно рекламировал и продвигал проекты своих друзей.
  2. Мужчина не скрывал, что то, что он болгарин, мешало развитию его творческой биографии за рубежом.
  3. О Христо, построившем карьеру в Италии, писали, что он взял деньги в долг у матери, чтобы выучить итальянский язык, но сам артист это отрицал. Он рассказывал, что со студенчества участвовал в итальянских проектах: парень начинал со съемок в массовках и набирался опыта, будучи вторым ассистентом режиссера.
  4. В 2014-м фильм «Отчуждение», где Живков выступил в качестве продюсера, стал обладателем Bulgarian Film Academy Awards.
  5. Что касается режиссуры, то уроженец Софии хотел снять фильм, где были бы отражены события современной истории.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: