Личная жизнь
В 1926 году Вероника Полонская вышла замуж за актера Михаила Яншина. Она начала получать первые роли в кинематографе. Дебют состоялся в 1929-м в фильме «Стеклянный глаз», съемки которого шли под руководством Лили Брик и Владимира Жемчужного. В этот период произошло судьбоносное знакомство с Владимиром Маяковским. Поэта актрисе представил Осип Брик. Литератору на тот момент было 36 лет, а Полонской — 21.
Их роман оказался страстным и стремительным. История любви развивалась, несмотря на семейное положение девушки и разницу в возрасте. Понимая, что отношения с Маяковским нельзя назвать стабильными, Вероника не решалась оставить законного супруга, хотя влюбленный поэт всячески на этом настаивал.
В 1930-м, на второй год связи влюбленных, Владимир Маяковский переживал непростой период. Он находился в глубоком творческом и личностном кризисе и одним из возможных вариантов спасения видел создание семьи с актрисой.
Трагическое событие, случившееся на Лубянке 14 апреля 1930-го, помешало планам. У пары состоялась очередная скандальная сцена. Вероника опаздывала на репетицию к Владимиру Немировичу-Данченко, а Маяковский запер двери своей комнаты и решительно требовал покинуть театр.
Ссора завершилась уходом Полонской. Едва она приблизилась к двери парадной, раздался выстрел. Вернувшись, актриса обнаружила застрелившегося поэта. Маяковский оставил предсмертную записку, в которой назвал своей семьей Лилю Брик, мать, сестер и Веронику Полонскую.
Артистка не пришла на похороны возлюбленного из-за того, что родственники Владимира Владимировича считали ее виновной в смерти близкого человека. Брик поддержала это решение.
Устраивая личную жизнь, впоследствии актриса состояла в отношениях с критиком Осипом Бескиным. Расставшись с Яншиным в 1933-м, спустя 3 года она стала супругой Валерия Азерского, который оказался жертвой сталинских репрессий. Вероника успела родить ему сына и назвала ребенка в честь Маяковского. Мальчика воспитывал третий спутник жизни артистки Димитрий Фивейский, давший ему свою фамилию. Владимир Фивейский получил медицинское образование и переехал в США. Других детей у Полонской не было.
Вероника Полонская
Актриса театра МХАТ стала последним увлечением поэта. Женщина была младше Маяковского на 15 лет, была замужем за актером Михаилом Яншиным. Несмотря на теплые чувства и регулярные встречи, поэт постоянно устраивал скандалы Веронике. Их отношения были в бесконечной стадии разрыва. Последнюю точку в их романе поставила смерть поэта в 1930 году.
Именно Полонская была последней, кто видел поэта живым. Она проводила время с Владимиром, пока Брики были в Европе. Днем она отправилась на репетицию в театр, но, не успев выйти из подъезда, услышала выстрел. Считается, что мужчина умер у нее на руках.
Маяковский прожил короткую, но яркую жизнь. Именно женщины во многом вдохновляли его, были музами. Каждый роман поэта по-своему красив и трагичен. Владимир Маяковский покончил с собой 14 апреля 1930 года, оставив после себя бессмертное творчество.
Элли Джонс
Однако не только Брик позволяла себе отношения на стороне, несмотря на мужа и любовника в лице поэта. При всей своей любви к Лиле Маяковский мог сорваться. Так, в 1925 году во время поездки в Нью-Йорк он встретил советскую эмигрантку Елизавету Зиберт (впоследствии Элли Джонс). Роман был бурный, но непродолжительный. Его итогом стало рождение единственного ребенка поэта, дочери Елены Патриции.
Узнав о рождении девочки, Маяковский пытался снова уехать в Америку, но его не выпустили из страны. Встреча с Элли-Елизаветой и дочкой состоялась только в 1928 году в Ницце.
Патриция Томпсон, родилась и умерла в Нью-Йорке, где работала преподавателем. Она является автором более 15 книг, включая очерки о поездке Маяковского в США.
Показания свидетелей
Собственно, только Полонская из близких для Маяковского людей успела застать последние мгновения жизни поэта. Вот так она вспоминает этот роковой день: «Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «скорой помощи»». Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…».
Вероника Полонская — последняя любовь Маяковского. (wikipedia.org)
Однако касательно показаний свидетелей есть один интересный момент, на который некогда указал исследователь обстоятельств гибели Валентин Скорятин
Он обратил внимание на важную деталь, заключавшуюся в том, что все прибежавшие после выстрела застали поэта лежащим в положении «ноги к двери», а появившиеся позже — в положении «голова к двери». Возникает вопрос: в чем была необходимость передвигать мертвое тело поэта? Вполне возможно, что в этой суматохе кому-то понадобилось представить такую картину: в момент выстрела поэт стоял спиной к двери, вот пулевой удар в грудь изнутри комнаты и опрокинул его навзничь, головой к порогу
А это, в свою очередь, уже напоминает акт убийства. Как бы все выглядело, если он стоял лицом к двери? Тот же удар опять-таки опрокинул бы его навзничь, но уже ногами к двери. Правда, в таком случае выстрел мог произвести не только Маяковский, но и убийца, который действовал предельно быстро.
Глава ОГПУ Агранов хотел похоронить Маяковского по-быстрому
Также не может не вызвать сомнения тот факт, как следователи пытались быстро похоронить поэта. Так, Скорятин на основе многочисленных документов уверен, что руководитель ОГПУ Яков Агранов, к слову, один из лидеров этого репрессивного органа, стремился устроить самоубийце спешные похороны, однако позже передумал, посчитав это весьма подозрительным.
Софья Шамардина
В литературном обществе Петербурга ее называли «первая артистка-футристка», Софья Шамардина была настоящей знаменитостью серебряного века. Женщина отличалась экспрессивностью, она водила на цепи ручного волка и выступала под псевдонимом Эсклармонда Орлеанская.
Первая встреча артистки и поэта произошла в 1913 году, их познакомил Корней Чуковский. Софье на тот момент было 17, Владимиру – 20 лет. Между молодыми людьми моментально вспыхнул роман. Софья Шамардина не только разделяла быт поэта, но и принимала участие в театральной постановке «Владимир Маяковский», организовала турне футуристов в 1913-1914 годах по России.
Роман между Софьей и Владимиром был бурный, но продолжался недолго, около года. Потом девушка забеременела. Биографы Маяковского считают, что сделать аборт ее подтолкнул Чуковский, соврав ей, что ее мужчина болен сифилисом.
После непростого разрыва Софья Шамардина вернулась в Минск, вскоре вышла замуж за председателя Совнаркома БССР. Молодожены довольно быстро переехали в Москву, а в 37-м году ее муж, Язэп Адамович, покончил с собой. Бывшая любовь поэта в этом же году была сослана в сибирские лагеря, где провела 17 лет.
Татьяна Яковлева
В 1928 году Владимир Маяковский был в поездке во Франции, где и познакомился с Татьяной Яковлевой с легкой руки сестры Лили Брик. В первый же вечер знакомства поэт проводил ее до дома, накрыл своим пальто в такси.
После встречи влюбленные гуляли каждый день, роман продолжался около двух недель. На время этих отношений поэт даже перестал писать в Москву. Перед возвращением на родину Маяковский сделал предложение Татьяне Яковлевой, но она отказалась. Перед своим отъездом он заключил договор с цветочной компанией, поэтому женщина еще долгое время получала букет живых цветов каждое воскресенье.
Впоследствии Татьяна Яковлева вышла замуж за Александра Либермана, творческого директора журнала Vogue. Их квартира в Нью-Йорке долгое время была местом для встреч творческих людей. В ней побывали многие знаменитости – от Сальвадора Дали до Трумена Капоте.
Интересные факты
- Владимир Владимирович с нежностью относился к животным, им он посвятил стихотворение «Я люблю зверье». Первым псом поэта стал помесный с сеттером дворняга Щеня. Позднее у литератора появился бульдог Булька, которого Маяковский купил в Париже. Сохранились совместные фото автора с его питомцами.
- Маяковского называют одним из первых советских рекламных «копирайтеров». Плакаты Владимира Владимировича считаются классикой рекламного искусства начала XX века.
- В Париже, чтобы покорить возлюбленную Татьяну Яковлеву, Маяковский весь гонорар за изданную книгу передал в цветочный магазин, владелец которого обязался каждый день отправлять даме букет. Цветы продолжали радовать женщину и после смерти поэта. Они спасли ее от голода во время немецкой оккупации столицы Франции: на деньги от продажи букетов Яковлева покупала себе еду.
Особенности лирики
Маяковский был уверен, что в поэзии нужно рассказывать о том, что испытывал человек сам. Поэтому его работы являются отражением пережитого опыта. Он стремился поделиться с миром своими переживаниями, чувствами, мыслями.
Своеобразие любовной лирики Маяковского выражается в том, что он отказывался верить в недолговечность привязанности. Сам он стремился найти спутницу на всю жизнь, но безуспешно. Особенно ярко его переживания выражаются в поэме «Люблю», текст которой был посвящен Брик.
В первой части произведения Владимир противопоставляет обыденное восприятие чувств поэтическому. Маяковский описывал любовь как врожденный навык, но у большинства людей оно постепенно отмирает. В остальной части произведения поэт детально описывает свои эмоции, но он признает: в жестоком и равнодушном мире нет места чувствам.
Если проводить тщательный анализ поэмы «Люблю», то можно увидеть ключевую позицию Маяковского. По его мнению, если у людей есть чувства, то они вечны и ничто, никто не способен разрушить такую связь.
Татьяна Яковлева
Роман с Яковлевой у Маяковского
начался в Париже 25 октября 1928 года. Он уже слышал об элегантной
русской парижанке и давно мечтал познакомиться. Друзья специально
пригласили Татьяну Яковлеву в один дом, чтобы состоялась их встреча.
И как это обычно и бывало с Маяковским, он влюбился сразу и сильно.
Влюбился в ее память на стихи, в ее «абсолютный» слух,
в то, что она не просто парижанка, а русская парижанка. Она родилась
в 1906 году в Пензе, а в 1925 году по вызову своего дяди уехала
в Париж. Они сошлись мгновенно, и об их отношениях сразу же стало
известно в ближайшем окружении поэта. Да они и не скрывали, появлялись
везде вместе, и люди на улице оборачивались им вслед. Это была
действительно красивая пара, Маяковский — высокий, могучий, большой,
Татьяна — тоже красавица, стройная, под стать ему.
Сорок дней осенью 1928 года Маяковский был безраздельно счастлив.
Несмотря на страстную любовь обоих, уговоры Маяковского стать
его женой и ехать в Москву Яковлева встретила уклончиво. Маяковский
вынужден уехать из Парижа на два месяца в Россию, чтобы проследить
за постановкой «Клопа». Начинается шквал писем, телеграмм,
переводов. Он посвящает ей стихи и публично читает их (Лиля Брик
в бешенстве). Но уже весной 1929 года он очень ясно начинает осознавать,
что и в этой любви он для Татьяны не единственный. Конечно, он
догадывался и раньше, но всегда надеялся на силу своего захватывающего
обаяния. И снова ошибается. У Татьяны есть еще как минимум три
поклонника, и она не собирается ими жертвовать ради одного-единственного
мужчины, пусть даже это будет Маяковский.
Но и место Первой женщины тоже остается в душе поэта по-прежнему
занятым. Однако в своих письмах к Лиле Брик он пытается усыпить
ее бдительность: «И в Ниццу, и в Москву еду, конечно, в располагающем
и приятном одиночестве». Хотя Брик осведомлена обо всех подробностях
Эльзой Триоле. Лиля придумывает безошибочный шаг, она гениальна,
как всегда. По инициативе Осипа Максимовича в мае 1929 года Маяковский
знакомится с Вероникой Полонской. Начинается его двойной роман:
в письмах — с Яковлевой, в жизни — с Полонской.
Личная жизнь
Лиля Брик
Любовью всей жизни Маяковского была Лиля Брик, знакомство с которой состоялось в 1915 году. Молодой поэт на то время встречался с ее сестрой — Эльзой Триоле, и однажды девушка привела Владимира в квартиру Бриков. Там Маяковский впервые прочитал поэму «Облако в штанах», а потом торжественно посвятил ее Лиле. Как ни удивительно, но прообразом героини этой поэмы была скульптор Мария Денисова, в которую поэт влюбился в 1914 году.
Лиля Брик и Владимир Маяковский /
В скором времени между Владимиром и Лилей вспыхнул роман, при этом Осип Брик закрыл глаза на увлечение жены. Он же профинансировал издание первой книги поэта. Лиля стала музой Маяковского, именно ей он посвящал практически все стихи о любви. Безграничную глубину своих чувств к Брик автор выразил в произведениях «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Лиличка! Вместо письма».
Влюбленные вместе участвовали в съемках киноленты «Закованная фильмой». Более того, с 1918 года Брики и великий поэт стали жить вместе, что вполне вписывалось в существовавшую на то время брачно-любовную концепцию. Они несколько раз меняли место проживания, но каждый раз селились вместе. Зачастую Маяковский даже содержал семью Бриков, а из всех поездок за границу привозил Лиле роскошные подарки (например, автомобиль «Рено»).
Другие отношения
Несмотря на безграничную привязанность поэта к Лиле Брик, в его жизни были и другие возлюбленные, даже родившие ему детей. В 1920 году Маяковский имел близкие отношения с художницей Лилей Лавинской, которая подарила ему сына Глеба-Никиту (1921–1986).
1926 год отметился еще одной яркой встречей. Владимир познакомился с Элли Джонс — эмигранткой из России, которая родила ему дочь Елену-Патрисию (1926–2016). Также мимолетные отношения связывали поэта с Софьей Шамардиной и Натальей Брюханенко.
Кроме того, в Париже поэт встретился с эмигранткой Татьяной Яковлевой. Вспыхнувшие между ними чувства постепенно крепли и обещали превратиться во что-то серьезное и продолжительное. Маяковский хотел, чтобы Яковлева приехала в Москву, но та отказалась. Тогда в 1929 году Владимир решил поехать к Татьяне, однако проблемы с получением визы стали для него непреодолимой преградой.
Последней любовью Владимира Маяковского была молодая замужняя актриса Вероника Полонская. Поэт требовал от 21-летней девушки бросить мужа, но Вероника не решалась на столь серьезные изменения в жизни, ведь 36-летний Маяковский казался ей противоречивым, импульсивным и непостоянным.
Владимир Маяковский и Вероника Полонская /
Сложности в отношениях с молодой возлюбленной подтолкнули Маяковского к роковому шагу. Она была последней, кого Владимир видел перед смертью. Он слезно просил ее не идти на запланированную репетицию. Не успела закрыться за девушкой дверь, как прозвучал выстрел. Полонская не решилась прийти на похороны, ведь родственники поэта считали ее виновницей в смерти родного человека.
Биографические факты
Не всегда читатель понимает, как оценивать произведения Маяковского о любви. Его стихотворения отличались необычной формой и поэтому их сложно воспринимать. Поэт выглядел грубо и часто вел себя не самым лучшим образом, но в душе он был ранимым и чутким человеком. В его сердце жила любовь, и она нашла выражение в стихотворениях.
Адресатом его лирики была не только Лиля Брик. В жизни Маяковского было несколько женщин, которых он любил и посвящал им стихи. Среди них особо выделяются три дамы:
- Мария Денисова — была первой безответной влюбленностью поэта. Они познакомились в Одессе в 1914 году. Именно она вдохновила Владимира на написание поэмы «Облако в штанах».
- Татьяна Яковлева — русская эмигрантка, проживала в Париже. Там с Маяковским она познакомилась в 1928 году. Они сразу полюбили друг друга, но их отношения не закончились свадьбой. Поэт сделал предложение Татьяне, но так никак не ответила, а потом вышла замуж за другого.
- Вероника Полонская — актриса театра. С ней Владимир познакомился благодаря Осипу Брику. Друг Маяковского хотел отвлечь поэта от мрачных мыслей. Затея удалась, но Полонская была замужем и уйти от супруга не могла.
Лиля Брик тоже занимала важное место в жизни Маяковского. Часть стихотворений была посвящена именно ей
Их отношения были странными: Лиля была замужем за Осипом, но встречалась с Владимиром. Официальный супруг женщин был в курсе ее союза с поэтом, но не препятствовал связи.
Детство и юность
Талантливый поэт родился в небольшом грузинском селе Багдати в Российской империи. Дата его появления на свет пришлась на знак зодиака Рак. Его мать Александра Алексеевна принадлежала к казацкому роду с Кубани, а отец Владимир Константинович работал простым лесничим. У Владимира было два брата — Костя и Саша, которые умерли еще в детстве, а также две сестры — Оля и Люда.
Маяковский отлично знал грузинский язык и с 1902 года получал образование в гимназии города Кутаиси. Уже в юности его захватили революционные идеи. Будучи учеником, он участвовал в демонстрации.
Владимир Маяковский в детстве /
В 1906 году скоропостижно скончался отец. Причиной смерти стало заражение крови, которое произошло в результате укола пальца обычной иголкой. Это событие настолько потрясло Маяковского, что он в дальнейшем полностью избегал заколок и булавок, опасаясь участи своего родителя.
В том же 1906 году Александра Алексеевна с детьми переехала в Москву. Владимир продолжил обучение в пятой классической гимназии, где посещал занятия вместе с братом поэта Бориса Пастернака — Александром. Однако со смертью отца финансовое положение семьи значительно ухудшилось. Как следствие, в 1908 году мать не смогла заплатить за учебу, и Владимира исключили из пятого класса.
Детство и юность
Вероника Полонская появилась на свет в Москве 6 июня 1908 года. Она воспитывалась в семье актеров, служивших в Малом театре. Отец Витольд Полонский блистал в дореволюционном кино. Не возникало сомнений, что Вероника пойдет по стопам родителей. С семи лет она появлялась на съемочной площадке и была задействована в эпизодических ролях в картинах с участием отца.
Вероника Полонская в молодости (кадр из фильма «Конвейер смерти»)
В 1917 году артисту предложили работу в Голливуде. В планах семьи появился переезд в США. Правда, ему было не суждено состояться из-за скоропостижной смерти Витольда Полонского в 1919-м. После его кончины Веронику перестали приглашать на съемки, но это не помешало ей выбрать творческое направление для профессиональной деятельности.
Девушка поступила в школу МХАТа, где стала подопечной Николая Баталова и Юрия Завадского. Впоследствии для начинающей актрисы не стоял вопрос о профессиональной реализации. Она была уверена, что должна посвятить себя театру.
После него
В 1933 году она ушла от Яншина и через 3 года стала женой Валерия Азерского, который впоследствии будет репрессирован.
Но до этого у них родится сын Владимир. Растить ребёнка доведётся третьему мужу Вероники Димитрию Фивейскому, который даст ему свою фамилию. Владимир Фивейский станет врачом и уедет жить в США.
Кино
Пятым фильмом в её кинокарьере станет «Конвейер смерти» Ивана Пырьева.
Фильм об ужасах жизни за границей выйдет в 1933 году.На съёмки фильмов актрису приглашали редко.
А в 1987 году она опубликует свои воспоминания и даст последнее интервью журналу «Советский экран».
В её маленьких апартаментах в Доме ветеранов сцены появятся журналисты, ею снова будут восхищаться и дарить цветы. К ней приедет из США дочь Маяковского Патрисия Томпсон.
В своих интервью и беседах она снова вернётся в молодые годы, к тем событиям, о которых несколько десятилетий ни с кем не говорила, — к периоду романа с Маяковским.
14 сентября 1994 года женщина-эпоха в возрасте 86 лет тихо уйдёт из жизни из-за возрастных болезней.
Поздние годы
Увлекался литератор и киномастерством. В 1919 году в свет вышло 3 фильма, в которых Владимир выступил актером, сценаристом и режиссером. Позднее автор не прекращал сотрудничество с кинематографом. Тогда же поэт начал работать с РОСТА и трудился над агитационно-сатирическими плакатами. Параллельно Маяковский писал для газеты «Искусство коммуны».
Кроме того, в 1918 году поэт создал группу «Комфут», направление которой можно охарактеризовать как коммунистический футуризм. А в 1923-м Владимир организовал другую группу — «Левый фронт искусств», а также соответствующий журнал «ЛЕФ».
Плакаты Владимира Маяковского /
В год смерти вождя пролетариата Владимир Владимирович создал поэму «Владимир Ильич Ленин». Во время ее чтения в Большом театре присутствовал сам Иосиф Сталин. После выступления Маяковского последовали овации, которые длились 20 минут. В целом именно годы Гражданской войны оказались для автора самым продуктивным временем, о чем он упомянул в поэме «Хорошо!», появившейся в 1927 году.
Не менее важным и насыщенным был для Маяковского период биографии, в течение которого он много путешествовал. За 2 года он посетил Францию, Латвию и Германию, которым посвятил несколько произведений. В 1925 году Владимир отправился в Америку, побывав в Мехико, Гаване и многих городах США.
Начало 20-х годов было отмечено бурной полемикой между Владимиром Маяковским и Сергеем Есениным. Последний на то время примкнул к имажинистам — непримиримым противникам футуристов. Кроме того, Маяковский являлся поэтом революции и города, а Есенин в своем творчестве превозносил деревню.
Однако Владимир не мог не признать безусловный талант оппонента, хотя и критиковал его за консерватизм и пристрастие к алкоголю. В некотором смысле они были родственными душами — вспыльчивыми, ранимыми, в постоянных поисках и отчаянии. Их объединяла даже тема самоубийства, присутствовавшая в творчестве обоих поэтов.
В 1927 году поэт возобновил деятельность журнала «ЛЕФ». Но спустя год он покинул издательство и соответствующую организацию, окончательно разочаровавшись в них. В 1929 году Владимир основал группу «РЕФ», но в следующем году вышел из нее и стал членом Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП).
Под конец 20-х годов Маяковский снова обратился к драматургии. Он подготовил две пьесы: «Клоп» и «Баня», предназначенные специально для театральной сцены Всеволода Мейерхольда. В них продуманно сочетается сатирическая подача действительности тех лет со взглядом в будущее.
Мейерхольд сравнивал талант Маяковского с гениальностью Мольера, но критики встретили новые работы поэта разгромными комментариями. В «Клопе» они отыскали только художественные недостатки, однако к «Бане» выдвигались даже обвинения идейного характера. Во многих газетах были размещены оскорбительные статьи, а некоторые из них имели заголовки «Долой маяковщину!».
Роковой 1930 год начался для величайшего поэта с многочисленных обвинений коллег. Маяковскому заявили, что он является не истинным «пролетарским писателем», а только «попутчиком».
Несмотря на критику, весной того года Владимир решил подвести итоги деятельности, для чего организовал выставку под названием «20 лет работы». Экспозиция отображала многогранные достижения Маяковского, но принесла одни разочарования. Ее не посетили ни бывшие коллеги поэта по ЛЕФу, ни высшее партийное руководство. Это был жестокий удар, после которого в душе поэта осталась рана.
Библиография
Поэмы
- 1914-1915 — «Облако в штанах»
- 1915 — «Флейта-позвоночник»
- 1915-1916 — «Война и мир»
- 1916-1917 — «Человек»
- 1919 — «150 000 000»
- 1921-1922 — «Люблю»
- 1923 — «Про это»
- 1924 — «Владимир Ильич Ленин»
- 1925 — «Летающий пролетарий»
- 1927 — «Хорошо!»
- 1930 — «Во весь голос»
Стихи
- 1912 — «Порт»
- 1913 — «Вывескам»
- 1914 — «Мама и убитый немцами вечер»
- 1915 — «Вот так я и сделался собакой»
- 1916 — «Себе, любимому, посвящает автор эти строки»
- 1917 — «Наш марш»
- 1918 — «Поэт рабочий»
- 1919 — «Потрясающие факты»
- 1920 — «Отношение к барышне»
- 1921 — «Два не совсем обычных случая»
- 1922 — «Моя речь на генуэзской конференции»
- 1923 — «Мы не верим!»
- 1924 — «Посмеёмся!»
- 1925 — «Красная зависть»
- 1926 — «В повестку дня»
- 1927 — «Ну, что ж!»
- 1928 — «Письмо Татьяне Яковлевой»
- 1929 — «Птичка Божия»
- 1930 — «Уже второй. Должно быть, ты легла…»