Вадим алисов

Вадим алисов

«Роман? Не исключено. Я всегда влюбляюсь в актрис, которых снимаю»

— Чем отличается камермен от оператора?

— Оператор концептуально решает картину — всю изобразительную часть, а камермен сидит за камерой и умело ею двигает. Главное, за чем он должен следить, это чтобы актер «не выпал» из кадра. Иногда, правда, может спросить во время съемки, нужно ли камеру поворачивать правее или левее.

— За кем остается последнее слово в том случае, если вам нравится материал, а режиссеру нет?

— Чаще как раз бывает наоборот: режиссеру нравится отснятый материал, а мне нет. Мне дубль может не нравиться только по технической части: плохо поставлен свет, влезла посторонняя рука… Тогда я говорю: этот дубль желательно не брать. Всегда находим какой-то компромисс.

— И режиссер слушается вас?

— На моей памяти только раз был случай, когда режиссер уперся и, несмотря на мои протесты, взял в картину «испорченный», с моей точки зрения, дубль.

— Правду говорят, что оператор должен влюбиться в актрису — только тогда он ее прекрасно снимет?

— Не знаю, как насчет того, что должен. Но я, например, всегда влюбляюсь в актрис, которых снимаю. А как же иначе?

— А роман, пусть кратковременный, но роман, может возникнуть между актрисой и оператором?

— Конечно! Не исключено.

Последние статьи

  •   Как сложилась судьба единственного сына Валентины Толкуновой, который состоял на спецучёте в МВД сегодня, 09:40
  •   Трагедии, потрясшие спортивный мир: Как губят спортсменов футбольное поле, ринг, лед 25.04.2023, 21:30
  •   Как русский бомонд спасал Коко Шанель от депрессии, и кто он — русcкий герой-любовник французской дивы 25.04.2023, 18:42
  •   Как удалось 10 знаменитым самозванцам-монархам обмануть подданных и выйти почти сухими их воды 25.04.2023, 16:48
  • +1   Кто и когда сделал первую русскую матрёшку и др факты об одном из символов России 25.04.2023, 14:40
  •   Трагический уход вдовы Станислава Говорухина – убийство или роковая случайность: что думают об этом близкие люди, коллеги и соседи 25.04.2023, 12:13
  •   Ночевал на лавочках в парках, ходил в игорные дома за бесплатной едой: Как актёр Игорь Жижикин покорял Америку 25.04.2023, 10:35
  • +1   Как простой кровельщик Александр Покрышкин стал маршалом авиации и трижды Героем Советского Союза 25.04.2023, 09:20
  • +1  
  •   Как изменилась девочка Аня из фильма Шахназарова «Американская дочь», и чем сейчас занимается актриса Эллисон Уитбек 24.04.2023, 19:00

Все статьи

«Кувыркаясь, я увидел заходящее солнце и понял, что любуюсь закатом в последний раз»

— С этого момента, пожалуйста, поподробней!

— Получив по носу первый щелчок, я, разобидевшись на интеллигенцию, решил пойти в народ и устроился чернорабочим на пивоваренный завод «Бадаевский», который был рядом с домом. И начал гордо возить тару. А через два месяца выяснилось, что не завод должен мне зарплату, а я ему деньги за бракованные бутылки: за приемщиками нужно было следить, иначе они подсунут бутылки с выщербленными горлышками, я же этого, естественно, не делал. Вновь разобидевшись, теперь уже на народ, я гордо удалился с завода. Тут в мою судьбу вмешалась мама и по большому блату устроила меня на Шаболовку — на студию телевидения. Я стал ассистентом оператора. Работа была невероятно престижной: операторов на телевидении тогда было человек десять, ассистентов, соответственно, столько же. Хорошая одежда, светская жизнь и таскание ящика с аппаратурой за оператором. Правда, однажды мне было сказано: «В общем, про кино ты знаешь все, так что езжай и снимай фильм». Жена Бориса Васильева Зоря написала сценарий, она же была и режиссером. Фильм должен был рассказывать о какой-то сельской учительнице. Отправились мы в экспедицию в Подмосковье. Но… как только мы приехали в деревню, вся съемочная группа тут же напилась и не просыхала до конца экспедиции. Но кино-то надо было как-то снимать. В итоге сняли: вместе с бригадиром осветителей, который тоже пил, но как-то держался на ногах и что-то соображал, я водил машину, загружал и разгружал аппаратуру, ставил свет. Уж не знаю каким образом, но кино получилось.

— Ну и что же в этом разгильдяйского?

— Параллельно с работой на телевидении был пляж в Серебряном Бору, выпивки, рестораны, популярная в те годы пивная в Парке культуры, где подавали разливное чешское пиво… Так стал я «золотой молодежью». Помню, однажды подъезжаю на такси к собственному дому. А таксист мне говорит, в этом доме живет такой-то, из золотой молодежи. И в точности описал меня. У меня появилась масса друзей, которые пили безостановочно, но это было веселое пьянство. Частенько, чтобы не расстраивать маму, я звонил домой и сообщал, что переночую у друзей. Матушка о моих загулах долго не подозревала, денег с меня не требовала и продолжала содержать. А потом меня с телевидения выгнали…

— Интересно, за что?

— Разное было. Тут в мою судьбу опять вмешалась мама и устроила меня на работу во ВНИИСТ — научно-исследовательский институт трубопроводов, в кинолабораторию. Одевался я пижонски, всегда опаздывал на работу, и когда шел по коридору, слышал за спиной: «Вон пошел этот». Но это не самое страшное. Однажды мы поехали в экспедицию в Закарпатье. Уж не знаю почему, но водитель нашего автобуса решил сесть пьяным за руль. У автобуса целиком вылетел передний мост, и он начал кувыркаться на горном серпантине. Я понял, что мы падаем, когда водитель в позе клоуна пролетел через салон и упал. Следом за ним, как горох, посыпались все сидящие в автобусе. Кувыркаясь в очередной раз, я увидел заходящее солнце и понял, что любуюсь закатом последний раз в своей жизни. Кто-то каким-то чудом моментально среагировал и выключил зажигание. Это и спасло нам всем жизнь: автобус, перевернувшись дважды, остановился на одной-единственной полянке, за которой следовал глубокий обрыв. В том, что случилось, обвинили меня, якобы я был главным заводилой. Меня понизили в должности. «Да пошли вы», — обиделся я и опять остался без работы.

«Я хотел работать с Рязановым, но мне принципиально не нравился сценарий»

— В одном из интервью знаменитый Павел Лебешев сказал, что оператор — верная жена режиссера…

— На самом деле оператор — зоркий глаз режиссера. Если говорить примитивно, главное для оператора — свет правильно поставить и ограничить кадр рамкой. А все остальное зависит от его культуры, начитанности, знания живописи…

— Вы на протяжении довольно долгого времени были «зорким глазом» Эльдара Александровича Рязанова.

— Рязанов работал с моим другом Володей Нахабцевым. Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» был первым опытом многокамерной съемки. Главным оператором был Нахабцев. Но поскольку картина одновременно снималась с трех камер, за одной из них я и сидел. Кино — это все-таки обман. И двухкомнатная «квартирка», в которой разворачивается основное действие фильма, занимала 600 квадратных метров павильона на «Мосфильме»: сама квартира, кухня, ванная, лестничная площадка, лифт, да еще оставалось место для маневра камер. После «Иронии» был «Гараж». А потом, когда Нахабцев то ли не смог работать с Рязановым, то ли еще что-то произошло, он ему порекомендовал меня. «Зачем мне это нужно?» — сказал сначала Рязанов, а потом мы с ним полюбили друг друга и с удовольствием работали на «Вокзале для двоих». Потом были «Жестокий романс» и «Забытая мелодия для флейты». А на картине «Небеса обетованные» мы разлюбили друг друга.

— У вас случился роман на стороне?

— Можно и так сказать. Мы начали работать, выбрали натуру, и образовался период ничегонеделания. В это время мне предложили снять картину за хорошие деньги. И я уехал на две недели в Коломну. «Где Алисов?» — спрашивает Эльдар Александрович. Даже если нечего делать, Рязанов не может, чтобы оператора не было рядом. «Болеет», — директор картины был мой союзник и как мог выгораживал меня перед Рязановым. «Что, так болеет, что даже позвонить не может?» Вернувшись из Коломны, я опять получаю предложение снять картину. Прихожу на студию, Рязанов меня увидел и говорит: «Здравствуй, здравствуй! Ну что, ты сильно болел?» Эльдар Александрович — информированный человек, к нему каким-то образом стекается вся информация. «Что ты мне рассказываешь про болезни? Я же знаю, что ты халтурил, знаю с кем и знаю где». — «Эльдар Александрович, раз вы знаете, ну и судите, выгоняйте или как хотите». — «Нет, я тебя не выгоню, давай работать». — «Не получается у меня, я должен опять уехать. У нас с вами съемки начинаются с 10 сентября. 5 сентября я буду в Москве». — «Хорошо, я согласен». Я говорю: «Эльдар Александрович, представляете, я ставлю вам условие. Знаете, как вы меня потом будете прижимать? Давайте так договоримся. Если вы найдете оператора, который с ходу войдет в картину, я уйду».

Был еще один важный момент: я очень хотел работать с Рязановым, но мне принципиально не нравился сценарий. Но ведь не мог же я сказать, что мне сценарий не нравится. Не нравится — значит не работай… Когда я вернулся, на картине был уже другой оператор.

Несмотря ни на что, у нас с Эльдаром Александровичем остались добрые отношения, правда, больше меня в свои картины он не приглашает работать. Однажды был забавный случай: Паша Лебешев вошел в картину к Рязанову после Нахабцева — Володя заболел. И вот сцена: Лебешев снимает пробы, вернее, присутствует при этом — снимает второй оператор. Я подошел к нему, мы начали о чем-то разговаривать. И вдруг раздается голос Рязанова: «Павел Тимофеевич, посмотрите, здесь актеры играют!» «Что я, не видел, как актеры играют?» — Лебешев есть Лебешев.

— А вы не завидовали Лебешеву, Рербергу?

— Нет, каждый из нас работал над своей картиной. Хотя среди нас, операторов, Георгий Рерберг, конечно же, всегда был самый великий и самый главный. С ним я познакомился, когда моя сестра заканчивала ВГИК. Лариса тогда вышла замуж за Юру Ильенко (как оператор, он поставил фильм «Тени забытых предков») и все их сокурсники приходили к нам в гости. Я обожал с ними сидеть: несмотря на то, что я был младше, они меня допускали в свою компанию.

Справка 2

Семейная легенда гласит, что знаменитая «бесприданница» Нина Алисов

а тайком сбежала от родителей в Москву — учиться на артистку. В столице жил дальний родственник, и она очень надеялась хотя бы на первое время получить у него приют. Но родственник через два дня выгнал ее — время было голодное и лишний рот только мешал. В дверях Института кинематографии она появилась зимой, когда студенты уже сдавали сессию. Но, тем не менее, Борису Евгеньевичу Захаве чем-то приглянулась большеглазая, совершенно невыразительная, жутко худая от постоянного недоедания девочка, и он принял ее в институт. В 1937 году на экраны страны вышел фильм «Бесприданница» Якова Протазанова с Ниной Алисовой в роли Ларисы Огудаловой. Вместе с выходом на экраны фильма появилась популярность, деньги и комната в коммуналке на Потылихе, недалеко от киностудии «Мосфильм». В это же время родилась старшая сестра Вадима Алисова — Лариса, названная так в честь любимой героини. Сегодня Лариса Кадочникова — актриса Театра имени Леси Украинки.

Тандем с Эльдаром Рязановым

Вадим Алисов за работой | Фото: vokrug.tv

Фильм «Ирония судьбы…» был первым опытом многокамерной съемки. Главным оператором был Нахабцев. Но поскольку картина одновременно снималась с трех камер, за одной из них я и сидел. Кино – это все-таки обман. И двухкомнатная «квартирка», в которой разворачивается основное действие фильма, занимала 600 квадратных метров павильона на «Мосфильме»: сама квартира, кухня, ванная, лестничная площадка, лифт, да еще оставалось место для маневра камер. После «Иронии» был «Гараж». А потом, когда Нахабцев то ли не смог работать с Рязановым, то ли еще что-то произошло, он ему порекомендовал меня

Оператор, режиссер и актеры на съемках фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: vivatkinorussia.ru


На съемках фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: liveinternet.ru

Заключительную сцену, когда главные герои опаздывают на тюремную поверку, сначала хотели снимать в мрачную, пасмурную погоду. Ведь в тот момент, когда они бегут в лагерь, у зрителя вроде бы должно быть невеселое настроение, потому что, если главный герой не успеет к определенному времени, ему грозит еще больший срок. Но когда мы выехали на съемки, светило солнце, и Рязанов решил снимать сцену при ясной погоде. В результате, как мне кажется, изменился смысл и настроение всего фильма: появилась какая-то надежда, связанная с дальнейшей судьбой героев. Интересно, что актеры бежали тогда по снежной дороге, а я и операторская группа сидели в санках, которые везти надо было очень быстро. В эти санки впрягался даже сам Рязанов

На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com

Вообще это была дружная работа. После съемок Никита Михалков многих увлекал футболом, чтобы не расслаблялись. Однажды уехал на охоту и привез свежей медвежатины. Корабельный кок сделал фантастические котлеты, и вся съемочная группа с удовольствием их лопала. Не помню, чтобы кто-то кого-то доводил. Один раз, правда, был случай: Гузеева никак не могла заплакать в кадре. Ее упрашивали – толку ноль. Ситуацию спасла Алиса Бруновна Фрейндлих, игравшая мать главной героини. Влепила пощечину – у Гузеевой тут же слезы ручьем. Сцену сняли…

Оператор, режиссер и актриса на съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com


На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com


Народный артист РФ, оператор-постановщик Вадим Алисов | Фото: kino-teatr.ru

Почему «Жестокий романс» получил разгромные рецензии

«Гузеевой, когда она не могла заплакать в кадре, надавали по щекам»

— Как ваша мама отнеслась к Ларисе Гузеевой, которая сыграла ее коронную роль в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс»?

— Внешне, по крайней мере, очень хорошо. Когда мы запускались с этой картиной, Эльдар Александрович позвонил маме и спросил ее дозволения. Посмотрев фильм, мама была в восторге, она считала: все, что делает ее сын, — это гениально. Причем считала на полном серьезе, без тени иронии.

— Но в итоге картина-то оказалась без Ларисы Огудаловой. Гузеева же с ролью не справилась.

— Мудрый Эльдар Александрович понял, что Ларисы нет и уже не будет, и все внимание перетянул на Паратова — Никиту Михалкова. Никита блестяще сыграл эту роль

Вообще это была дружная работа. После съемок Никита многих увлекал футболом, чтобы не расслаблялись. Однажды уехал на охоту и привез свежей медвежатины. Корабельный кок сделал фантастические котлеты, и вся съемочная группа с удовольствием их лопала. Не помню, чтобы кто-то кого-то доводил. Один раз, правда, был случай: Гузеевой, которая никак не могла заплакать в кадре, надавали по щекам. От обиды она заплакала.

-А если бы она сдачи дала, дубль полетел бы.

— Нет. Актер перед камерой — словно кролик перед удавом. Команда: «Камера, мотор!» действует на всех безотказно.

— Говорят, что Алиса Бруновна Фрейндлих, наслушавшись предложений и идей Никиты Михалкова, выдала потрясающую фразу: «Никита, я снимусь в твоей картине только тогда, когда ты онемеешь»

— У Рязанова есть ценное качество — он умеет отбирать. И материал, и идеи. Идеи из Никиты сыпались как из рога изобилия. Рязанов слушал его и либо отвергал, либо принимал. Но если принимал, то все равно делал только так, как умеет сделать это Рязанов.

— А почему вы стали оператором? А не актером или режиссером?

— Из всех кинематографических профессий самой мужской я считал работу оператора. Мой отчим Петр Николаевич Кузнецов был кинооператором, возил меня на студию и ненавязчиво готовил к будущей профессии. Постепенно я понял, что хочу быть оператором, и занялся фотографией. В 1959-м подал документы во ВГИК. По мастерству получил пятерки, а по истории СССР мне влепили двойку. В то время во ВГИКе фактически руководила кафедра марксизма- ленинизма: позже выяснилось, что двойку мне поставили специально, именно из-за того, что я — сын Нины Алисовой. Вместе со мной не поступили племянник Марка Донского — Дима Донской, Боря Кауфман — племянник знаменитого Дзиги Вертова, Марина Голдовская. Но, как вы сами понимаете, все они впоследствии стали известными людьми.

Так вот, в институт я не поступил. И началась у меня разгильдяйская жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: