Личная жизнь
Олег Николаевич утверждал, что всегда жил в гармонии с собой. Среди друзей художника были Иосиф Бродский и Евгений Евтушенко, Владимир Высоцкий и Ролан Быков. Как ни странно, Целкову не нравились работы Казимира Малевича и Василия Кандинского. Любимыми картинами уроженца Тушина, на которые он, будучи подростком, многократно ходил смотреть в Третьяковскую галерею, были «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, а также «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею» Михаила Нестерова.
Когда в 1977 году под давлением советских властей Целков уехал во Францию, в СССР у него осталась, кроме родителей и сестры-литературоведа, дочь от первого брака. Впоследствии дочка Олега Николаевича вместе со своей мамой уехала на ПМЖ в США.
В молодости художник вел беспорядочную половую жизнь и случайных млюбовниц одаривал быстро нарисованными картинами. Музой и спутницей Олега Николаевича на протяжении полувека была его вторая супруга — актриса Антонина Боброва, первым мужем которой был режиссер Леонид Хейфец. Впервые любовь своей жизни Целков увидел по телевизору в спектакле «Обрыв» и убежденно сказал: «Вот она, моя жена». По стечению обстоятельств вечером того же дня они познакомились лично в доме у Беллы Ахмадулиной и с тех пор не расставались.
В течение всей взрослой жизни Олег Николаевич курил и был поклонником алкоголя. Художник следовал строкам Бориса Пастернака «Не надо заводить архивы, над рукописями трястись» и безжалостно выбрасывал как послания от знаменитостей, так и свои работы, «в которых плохого было больше, чем хорошего». Работал над картинами Целков без фартука и испачканные руки вытирал об одежду.
После переезда во Францию художник купил ферму в провинции Шампань, где оборудовал мастерскую. Почти 40 лет Целков оставался апатридом, а в 2015-м получил гражданство Российской Федерации.
Смерть
Олег Николаевич скончался 11 июля 2021 года, не дожив четыре дня до 87-летия, в парижской больнице Сен-Антуан. Причины смерти Целкова обнародованы не были, но известно, что в июне 2021-го уроженец Тушина ослеп, что лишило его возможности рисовать. Могила лидера нонконформизма находится на кладбище близ коммуны Он-ле-Валь провинции Шампань.
Выставка в Москве «Олег Целков. Чужой»
Со 2 марта по 10 июля 2022 года в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре прошла выставка «Олег Целков. Чужой». К открытию экспозиции журнал «Сноб» приурочил публикацию фрагмента из книги падчерицы живописца Ольги Шмидт «Советская крутая штучка», проливающего свет на личную жизнь Олега Николаевича и обстоятельства его отъезда во Францию. Отрывок был щедро иллюстрирован фото из семейного архива. В декабре Первый канал познакомил зрителей с биографией и творчеством художника, показав фильм Анатолия Малкина «Олег Целков. Единственный из многих».
Гиблые места
Чем это интересно
«Когда-то Целков жил в Москве и очень бедствовал. Евтушенко привел к нему Артура Миллера. Миллеру понравились работы Целкова. Миллер сказал:
– Я хочу купить вот эту работу. Назовите цену.
Целков ехидно прищурился и выпалил давно заготовленную тираду:
– Когда вы шьете себе брюки, то платите двадцать рублей за метр габардина. А это, между прочим, не габардин.
Миллер вежливо сказал:
– И я отдаю себе в этом полный отчет.
Затем он повторил:
– Так назовите же цену.
– Триста! – выкрикнул Целков.
– Триста чего? Рублей?
Евтушенко за спиной высокого гостя нервно и беззвучно артикулировал:
«Долларов! Долларов!»
– Рублей? – переспросил Миллер.
– Да уж не копеек! – сердито ответил Целков.
Миллер расплатился и, сдержанно попрощавшись, вышел. Евтушенко обозвал Целкова кретином…
С тех пор Целков действовал разумнее. Он брал картину. Измерял ее параметры. Умножал ширину на высоту. Вычислял, таким образом, площадь. И объявлял неизменно твердую цену:
– Доллар за квадратный сантиметр!»«Правда заключается в том, что, когда я первые свои картины продавал, я не знал, как их оценивать. Для начала прикинул, сколько могу в год их написать. Потом сообразил, что не все картины, в силу их размеров, могу продать. Я уже тогда предпочитал большие размеры. Потом я прикинул, сколько мне надо продавать квадратных метров, чтобы не умереть с голоду, чтобы иметь зарплату уборщицы. Не выше. И я подсчитал, что квадратный сантиметр моей картины должен стоить столько-то. Но не в долларах, как написал Довлатов, а в рублях. Я же не дурак был еще и с валютой связываться…»С самого начала нашего знакомства в середине 50-х. Он помогал мне, в частности, материально, за что я его отдаривал картинами. Женя водил ко мне покупателей, те привозили в Тушино, где я жил, своих друзей»«это лучшая в России коллекция Олега Целкова».«и лучший шедевр русской живописи, заслуживающий того, чтобы быть выставленным хоть в Лувре – картина Целкова «День рождения с Рембрандтом»»..рассказывал«В 1973 году Олег Целков был художником, непризнанным советской общественностью. Мы слышали, что он модернист, и что в Москве выставку молодых художников-авангардистов с его участием ликвидировали с применением бульдозеров. Поскольку он был «не выставляемый», то есть практически запрещенный, то жил бедно. Но работал много, выжить помогали родители, жена и друзья. А Евтушенко прочил ему большое будущее и называл великим художником. С Олегом мы очень подружились, бродили вместе по тайге. Он часто читал мне стихи «диссидента» Иосифа Бродского, о котором я до этого не слышал. Меня удивляла у Целкова цепкость глаза и умение увидеть какие-то необычные краски и сочетания цветов там, где, на мой взгляд, был обычный серый пейзаж».Дай-то Бог тебе, Целкову,
чтоб счастливую подкову
ты нашел у горных струй,
чтобы ты не сдался, выплыл,
чтобы местом самым «гиблым»
был в судьбе твоей Вилюй.
Справка о герое стихотворения
Отец у меня – подмосковный крестьянин, а мама из евреев, из Белоруссии. Я – живое воплощение могучего русско-еврейского единства»«В живописи я подкидыш, бастард, сирота. Для меня не было и нет ни учителей, ни правил. Единственный закон – это я. Я и начало, и конец бытия. Главный судия это тоже я. Когда я в шестидесятом году написал впервые своего Морда – так я назвал потом этого странного героя, – то обалдел. Это был не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одной роже – и до ужаса знакомой. Персонаж не восхищал, а притягивал к себе как магнитом, бросал в дрожь».«Я не был против «бульдозерной» и квартирных выставок, но считал, что это были акции сугубо политические. Я полагал, что живу в государстве, в котором мне не нравятся определенные законы. Но если бы я жил в племени ням-ням, где жарят на костре врагов и кушают, это не значит, что я должен протестовать. У них так принято, и бессмысленно им доказывать, что человека кушать нельзя».«Мне кажется, между Бродским и Евтушенко произошло какое-то недоразумение. Они с Женей абсолютно разные поэты. Иосиф – следующее поколение, которое всегда отрицательно относится к предыдущему. Вспомним хотя бы призывы Маяковского и кубофутуристов сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности… При этом Иосиф был отзывчивым человеком. Однажды, когда мы шли вместе по улице, я споткнулся и подвернул ногу. Жил в ту пору в Питере, в доме на пятом этаже без лифта. Хотел посидеть, а Иосиф меня схватил и понес наверх на карачках. Тащил упорно и молча».
Живопись
Михаил Шемякин назвал живопись Целкова «гремучей смесью из светотени Рембрандта, пышной плоти Рубенса, помноженной на русское безумие и мощь варварского духа». Сейчас картины Олега Николаевича, кроме частных коллекций, хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже и Русском музее, который в 2004 году выпустил персональный альбом его работ. Среди покупателей полотен Целкова были Анна Ахматова и Людмила Гурченко, Артур Миллер и Габриэль Гарсиа Маркес.
Картина Олега Целкова «Тайная вечеря» / Фото: MoscowArt
Но путь к славе и признанию не был легким. Целкова показательно исключали из Союза художников, а его первую персональную выставку, открытую в январе 1966 года в Курчатовском институте, за идеологическую неприемлемость закрыли через два дня. Вторая — в Доме архитекторов — была закрыта через четверть часа.
Знаменитый Морд появился на картинах Олега Николаевича в 1960 году. Персонаж не восхитил, но изумил художника. Морд присутствует и на автопортрете живописца, и на картине «Двойной портрет», и даже на целковской интерпретации «Тайная вечеря». По словам Олега Николаевича, не он выбирал стиль, а стиль выбрал его. В 90-х годах на лице Морда появились дополнительные пары глаз.
Интересные факты
- Среди знаменитостей, родившихся, как и Олег Николаевич, в Тушине, — актер Денис Рожков, прославившийся благодаря образу Дениса Антошкина в сериале «Глухарь», российский оппозиционер Илья Яшин (22 июля 2022 года решением Минюста РФ внесен в список физических лиц — иностранных агентов) и его однофамилец, футболист Лев Яшин. С великим вратарем художник жил в одном многоквартирном доме, отец спортсмена работал в одном цехе с матерью Целкова.
- Сергей Довлатов увековечил в рассказах метод ценообразования Целкова: художник установил таксу за квадратный сантиметр полотна и, умножая его на площадь картины, получал цену произведения.
Биография
Родился 15 июля 1934 года в Тушино (Красногорский район Московской области) в русско-еврейской семье. Родители — Николай Иванович Целков, уроженец Дмитрова, и Роза Израилевна Целкова, родом из Белоруссии, познакомились во время учёбы на товароведов в торговом техникуме, работали экономистами на авиационном заводе. С 1949 по 1953 учился в МСХШ. Один год проучился в Белорусском театрально-художественном институте в Минске, ещё год — в Академии художеств им. И. Е. Репина в Ленинграде, был исключён. Образование завершил на постановочном факультете в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино. Ученик Н. П. Акимова.
Первая квартирная выставка Олега Целкова в Москве состоялась в 1956 году усилиями Владимира Слепяна. В 1961 году художник переехал в Москву. Его первая официальная персональная выставка прошла в 1965 году в Институте атомной физики им. Курчатова в Москве. С 1970-х годов Целков выставляется в Европе и США.
Начиная с 1960 года, с картины «Портрет», в течение последующих сорока лет в живописи он разрабатывает единственный сюжет — образы деформированного человеческого лица и фигуры, напоминающие зловещие маски или человекоподобного мутанта. Его портреты стали своеобразной реакцией на новые формальные приемы «сурового стиля». Особая черта его картин — «шаблонность», крупный масштаб и яркие анилиновые цвета. На творчество повлияли современные примитивисты и поздний Малевич.
В 1977 году под давлением властей покинул СССР. Жил в Париже, позже купил ферму в провинции Шампань, в 300 км от Парижа, где оборудовал мастерскую. Французского гражданства не принял, почти четыре десятилетия оставался апатридом. В июне 2015 года получил гражданство Российской Федерации.
В 2004 году прошли две персональные выставки Целкова: в Русском музее и в Государственной Третьяковской галерее. В 2005 году он стал единственным проживающим на Западе художником, удостоенным российской премии «Триумф».
В 2010 году, на совместной с тремя другими корифеями нонконформизма выставке Олега Целкова в фонде «Екатерина» была показана авторская керамика и бронза, узнаваемые «целковские» фигуры и головы.
Умер на 87-м году жизни в Париже в больнице Сен-Антуан. Похоронен в провинции Шампань, на кладбище близ коммуны Он ле Валь (Osne le Val), где и находился его загородный дом.