Погода
Говорят, что летом в Венеции не слишком хорошо пахнет — цветущая вода в каналах и лагуне сообщает атмосфере не самые замечательные ароматы. На самом деле это не ощущается — обычный, богатый йодом приморский воздух. А вот туристов так много, что не продохнуть, уже не говоря о выборе удачного ракурса для кадра: кто-нибудь обязательно подставит спину или голову.
Летом жарко (в июле-августе до +28-32 °C) и хватает кровососущих насекомых. В октябре и, особенно, в начале ноября Венеция становится донельзя романтичной. По причине частых дождей и постоянно висящей в воздухе дымки, окутывающей дома и шпили колоколен призрачным флёром.
Осень
Впрочем, поздняя осень — время наводнений. И шансы бродить по площадям в резиновых сапогах стремительно растут день ото дня. За примерами далеко ходить не нужно — в ноябре 2019 года «Светлейшую» залило так, что вспоминать придется еще лет 50. По колено затопило даже базилику Сан-Марко.
Местные бизнесмены, впрочем, неплохо наварились на одних лишь полиэтиленовых сапогах для туристов. Без которых выйти из отеля, не промочив ноги, было просто нереально. Но так бывает не всегда! Например, в 2017 году на ноябрьские праздники (1 числа — День всех Святых, 4 — Национального единства), Венеция радовала жителей и гостей изумительно теплой и ясной погодой. И лишь чуть позже пошли дожди.
Наводнения в Венеции, получившие даже имя собственное, «Большая вода», Aqua Alta, бедствие, к которому местные жители привыкли. Но так и не приспособились! Поскольку вода прибывает не так, как, скажем, Санкт-Петербурге, защищенном от наводнений дамбой и гранитными берегами, «оковавшими» Неву, а по-настоящему!
По улицам, не только каналам, иногда впору плавать на гондолах. А на площади Сан-Марко, самом низком месте в городе, можно устраивать водные шоу!
Зима
В Венеции не слишком холодная (+2-8 °C), но сырая и промозглая. Огромный плюс — не самое большое количество туристов. Если не брать в расчет февраль, когда в город прибывает огромное количество гостей. Твердо намеренных принять участие или просто посмотреть на знаменитый Венецианский карнавал.
Весьма холоден декабрь — случались годы, когда по Гранд-каналу катались на коньках. Правда это бывало так редко, что всерьез рассчитывать стать свидетелем подобного события не стоит.
Весна
Лучшее время для посещения Венеции: март, апрель, начало мая. Уже достаточно тепло (от +15 до +25 °C), умеренно дождливо. Риск столкновений с другими туристами не избыточен, если исключить Пасхальную неделю.
Транспорт в Венеции
Общественный транспорт в Венеции, карты, как добраться, где купить билеты
Помимо автобусов и трамваев, обслуживающих материковую часть Венеции, в городе существуют и другие виды общественного транспорта — теплоходы, курсирующие по главным каналам Венеции, а также между островами. Вапорэтто является основным видом городского транспорта, его вместительность до 250 человек. Кроме этого в Венеции существует и метро, протяженностью не более 1 км, имеющим всего три станции.
Интересное о Венеции
Любопытные факты и цифры, важные личности
- Венецианский карнавал, проводящийся каждый год в феврале, является одним из самых известных костюмированный праздников мира. Главное торжество Венеции, описание которого впервые встречается в 1094 году, стало ежегодным с 1162 года.
- Один раз в два года в Венеции проходит известнейшая выставка мирового искусства — Венецианская биеннале, носящая международный характер и проводящаяся в 1895 года.
- В разные века в городе Венеция жили и работали такие известные личности как Марко Поло, Антонио Вивальди, Андреа Габрие́ли, Антонио Канова, Тинторетто и др.
- В Венеции работают 433 гондольера — урожденных венецианца, среди которых есть и одна женщина. Но самое интересное, что число гондольеров не меняется.
Какую погоду ожидать в Венеции
Венеция обладает мягким и влажным климатом. Средняя температура летом держится в пределах 23-25 градусов, зимой — редко опускается ниже ноля. Иногда в зимний период выпадает снег и случаются краткосрочные заморозки. «Высокая вода» в Венеции — феноменальное явление, характерное как для зимних месяцев, так и для ранней весны. В этот период большая часть города затоплена. Такие наводнения могут происходит до 100 раз в год. Лучшее время для посещения Венеции — с мая по сентябрь.
Другие города Венето, которые стоит посетить
Интересные города Венето, которые стоит посетить
Venezia Unica City Pass
Дворец Дожей, Музей Святого Марка и другие достопримечательности + билеты на общественный транспорт от 12 €. Незабываемые впечатления в самом романтичном городе.
Средневековье и торговля
Грамотная политика дожа Пьетро Орсеоло II, морганистические браки, помощь Византии, оказанная Венецией против сарацин, еще более увеличили привилегии венецианских купцов. Данная Византией «золотая булла» уменьшала в два раза пошлину с венецианских кораблей, приходящих в Константинополь. Во времена крестовых походов Венеция приумножила свои богатства за счет займов крестоносцам и фрахтов кораблей. С переменным успехом на протяжении почти двух веков Венеция вела войны с Генуей, в основе которых лежало торговое соперничество. В XII веке в Венеции открываются первые банки. Венецианские мореходы первые начали страховать свой груз.
Для увеличения своей экономической мощи Венецианская республика присоединяла себе материковые территории, называемые терраферма. В 1494 году венецианцем Лукой Пачолли была систематически описана двойная бухгалтерия, успешно применяемая и в современном мире.
Дома на воде
Пока племена гуннов, лангобардов и остготов разоряли города Западной Римской империи, Венеция, благодаря обособленному положению и тому, что жители научились строить дома на сваях и жить на воде, избежала участи материковых городов. Вторжение воинствующих варваров привело к переселению на острова состоятельных жителей материка.
В VI веке у Венеции был самый сильный флот на Адриатике, который оказал поддержку императору Юстиниану в войне Восточной Римской империи с остготами. В благодарность Византия предоставила Венеции свою защиту и торговые привилегии. Первого дожа венецианцы избрали в 697 году. Более чем за 1000 лет в Венеции было у власти 117 дожей.
Угроза затопления города на воде
В последние годы городской совет Венеции мало финансирует обслуживание каналов, т. к. все средства направлены на строительство паводковых шлюзов (5,4 млрд евро). Это связано с планом по защите города от постоянный наводнений и подтоплений, из-за которых происходит постепенное проседание зданий. За последние 50 лет Венеция опустилась на 23 см, и процесс подтопления продолжается на 1-2 мм ежегодно.
Венеция остается уже многие годы городом-музеем, в который съезжаются миллионы туристов полюбоваться на красивые палаццо и каналы, по которым скользят романтические гондолы. Многие из людей даже не задумываются о том, как строилась Венеция и почему за несколько столетий здания прекрасно сохранились. Все это благодаря первым строителям и архитекторам города, которые продумали уникальный принцип возведения многоэтажных зданий.
Так на чем же стоит Венеция? Каким образом удается этому чудо – городу держаться на воде на протяжении столетий? Какова глубина венецианских каналов? Как вообще были посторены венецианские дворцы? Именно эти вопросы возникли у многих, прочитавших статью о поездке в Венецию. Также этими же вопросами задается каждый, кто посетил этот город на воде.
Я отыскала очень занимательное видео на youtube, которое дает ответы на эти и много других подобных вопросов. Единственным недостатком этого видео является тот факт, что оно на итальянском языке и, кстати, используется в тестах на знание итальянского языка.
А всем, кто занимается его изучением я очень рекомендую не переходить сразу к моему русскому пересказу, а попытаться посмотреть и понять его самостоятельно.
Итак, давайте посмотрим видео:
Начало плановой застройки Венеции
Земля на островах состояла из нескольких слоев, которые были мягкие и рыхлые, а потому непригодные для удерживания веса монументальных каменных зданий. Были приглашены строители и архитекторы, которые должны были решить проблемы обеспечения устойчивости будущих построек и придумать, как строить Венецию на воде.
Было принято решение вбивать в землю сваи, которые привезли через море. По своим характеристикам прочности подходили только 2 вида древесины: дуб и лиственница, последняя обладает специфическим свойством становиться более прочной при расположении под водой.
Для осушения территории сначала возводили дамбу, затем забивали сваи, которые предварительно обрабатывали специальными растворами и смолами. Для небольшого жилого дома делали 6-7 рядов свай, для более высоких зданий — «свайное поле». В почву стволы забивали до уровня, где начиналась твердая земля.
Размеры свай составляли: толщина 20 см, длина 3 м, поверх них клали 2 слоя деревянных балок, сверху которых уже можно было класть камни для фундамента здания. По данным историков суммарное количество свай, установленных под зданиями Венеции, составляет около 1 млн.
Сохранению древесины также способствовали свойства местного ила, который облеплял дерево в виде защитного слоя и не пропускал воздух, преграждая путь проникновению бактерий и животных. Такие удивительные свойства грязи помогли избежать повреждений свай и их гниения. Именно уникальные свойства венецианского ила и обеспечили длительный срок существования и эксплуатации зданий в городе и позволили строителям придумать новый метод, как построить Венецию и сохранить ее здания.
Историческая справка
В качестве островного города Венеция сформировалась к IX веку, а в Средние века уже была столицей Венецианской республики – это время ее архитектурного и культурного расцвета. Город по сути контролировал все торговые связи Европы с Востоком. Чеканившиеся здесь золотые дукаты и серебряные динары, служили средневековой валютой практически во всем мире. С XVIII столетия туризм стал основным направлением в экономике города — основанный в воде, на столбах и сваях, за много веков он превратился в настоящее архитектурное чудо. Уникальное расположение, экзотичность городских пейзажей и огромное культурное наследие по сей день привлекает миллионы туристов, принося хорошую прибыль всей Италии.
Сегодня, Венеция состоит из 6 самостоятельных районов, а население города составляет 265 000 человек.
Университет и дворец Ка’ Фоскари
Угроза затопления города на воде
В последние годы муниципалитет Венеции получил мало средств на содержание каналов, так как все средства были выделены на строительство шлюзов (5,4 миллиарда евро). Это связано с планом защиты города от постоянных затоплений и заболачивания, в результате которых происходит постепенное проседание построек. За последние 50 лет Венеция уменьшилась на 23 см, а процесс затопления продолжается на 1-2 мм в год.
Венеция уже много лет является городом-музеем, привлекающим миллионы туристов полюбоваться прекрасным дворцом и каналами, по которым скользят романтические гондолы. Многие даже не задумываются о том, как была построена Венеция и почему здания прекрасно сохранились на протяжении нескольких веков. Все это благодаря первым строителям и архитекторам города, которые придумали уникальный принцип возведения многоэтажных домов.
Достопримечательности Венеции
Главные туристические места города на воде перечислить просто. При этом, правда, за скобками останется несколько десятков превосходных дворцов, каждый из которых достоин отдельного визита. А также масса старинных церквей, за фасадом любой из которых скрывается чудесная и изобилующая множеством событий история. А равно площадей и улочек, которые топтали ноги не просто известных, знаковых персон.
Итак, главные достопримечательности прекрасной Венеции:
- Гранд-канал — главная водная артерия «Города каналов». Чей трафик способен сделать честь и мегаполису! Порой диву даешься, как такое количество водоплавающих средств умудряются не столкнуться
- знаменитый горбатый мост Риальто — первый каменный мост через протоку. И, кстати, один из всего четырех существующих сухопутных переправ через Большой канал!
- дворец Дожей — шикарный дворец олигархических правителей, Венеции, место заседания ее советов
- базилика Сан-Марко, далеко не всегда бывшая главным собором Республики. Церковь, попасть в которую сегодня и бесплатно может любой желающий, интерьером, правда, поразит не каждого. Уж слишком много тяжелой византийской роскоши. И мало простора, который, наверное, должен присутствовать в Храме Божьем?!
- площадь и пьяцетта Сан-Марко, коих никак не минует ни один иностранный турист. И если на пьяцетте, та, что ближе к воде, пока еще хватает места, то на главной площади — только уворачивайся. Или вылезая из ракурса фотоаппаратов китайских туристов!
- Кампанила — колокольня базилики святого Марка. Увы — не оригинальная. а построенная в начале XX века. Что не мешает туристам толпится в очереди на вход
- собор Санта-Мария-делла-Салюте — чудный образец венецианского барокко
- церковь Сан-Джорджо Маджоре — одно из двух творений великого Антонио Палладио в Венеции
- великолепная Фрари, готическая базилика из красного кирпича. Доминанта — и не только высотная — венецианского района Сан-Поло
- Скуола Сан-Рокко, стены и потолки которой более 20 лет расписывал Тинторетто. Живописец не простой — в том числе, и характером. И писавший в манере, которую вполне можно счесть предвозвестившей импрессионизм и все то отрицание классики, разом случившееся на сломе XIX и XX веков
- остров Мурано, на котором производят всемирно известное стекло. И где находятся одни из самых старых городских зданий и церквей
- остров Бурано, известный своими разноцветными домиками и кружевом. Манера местных жителей постоянно подновлять дома, используя яркие и насыщенные цвета снискала ему немало поклонников. А вот кружевные изделия туристы покупают неохотно — дороговато.
Карнавал и синонимы
Венецианский карнавал — едва ли не главное культурное событие февраля месяца в Европе. Жители и гости одевают маски — те, кто побогаче, — целые костюмы. Основная же масса туристов отправляется в февральскую Венецию в надежде отлично провести время.
Город занимает 118 больших и малых островов. Соединенных между собой мостами воднотрамвайными (катера вапоретто) и паромными (трагетто) переправами. Причем берега главной водной артерии Венеции, Гранд-канала, соединяют всего 4 моста!
Известно множество прозвищ Венеции. Самые употребительные: «Серениссима» («Светлейшая»), «Город каналов», «Плывущий город», «Город на воде».
Истрийский камень
Следующий вопрос о том, как строить в Венеции дома на воде, архитекторы решали, выбирая камень для зданий. Для постройки города на болотистой почве необходим был особый камень, который бы не разрушался под действием морской воды. Самым подходящим оказался один из видов известняка, обнаруженный на полуострове Истрия (Хорватия) в Адриатическом море и называемый «истрийским».
Такой строительный материал обладал замечательными свойствами:
- имел высокую водостойкость и водонепроницаемость из-за пористой поверхности;
- был устойчив к атмосферному действию;
- имел достаточную прочность, мог выдерживать большую массу здания без растрескивания;
- он достаточно просто разрезался для придания формы кирпичей;
- обладал устойчивостью к эрозии и истиранию;
- прекрасно выглядел визуально, т. к. окрашен в красивый окрас, напоминающий мрамор.
90 % зданий, построенных в Венеции, сделаны из истрийского песчаника. Камень оказался идеальным материалом для промежуточного слоя между деревянными сваями и кирпичной кладкой, из которой возводили стены строения. Он прекрасно предохраняет здание от эрозии и разрушения. В наше время такой камень по-прежнему с успехом добывается в карьерах Хорватии и используется для реставрации старых зданий Венеции. Он также применяется и для возведения новых застроек.
Убегая от варваров
Во времена Римской империи в области Венетия (название от племени венетов) проживало довольно много людей, однако никому из них не приходило в голову переселиться на небольшие острова Венецианской лагуны. Первые люди, решившиеся на эту небывалую авантюру — обосноваться практически посреди моря — появились на островках во второй половине VI века.
План Венеции 16 века. (wikimedia.org)
В конце VII века в Венеции по инициативе Византии, к которой город формально принадлежал, появились новые правители — дожи. Причем в дальнейшем должность дожа стала избирательной — даже сам византийский император не мог повлиять на назначение.
Дож Венеции Марино Гримани. (wikimedia.org)
В первой половине IX века в Венецию были перевезены украденные в Александрии мощи святого Марка. Специально для хранения мощей венецианцы построили собор, который сейчас является одним из главных архитектурных сооружений города.
В. Суриков «Собор святого Марка в Венеции». (wikimedia.org)
Вскоре Венеция стала единственным городом, который обеспечивал прочную связь Византии и Западной Европы. Такое расположение города обусловило рост торговли: Венеция стала одним из наиболее важных портов Европы к концу IX века. Примерно в это же время в городе стала оформляться структура каналов и островов: то, что мы можем увидеть в Венеции сегодня, — её окончательный вариант. Тогда же для защиты от соседей с севера была построена специальная оборонительная система со стенами и цепью.
Франческо Гварди «Дворец Дожей в Венеции». (wikimedia.org)
Интересные факты
- Звание гондольеров несколько лет назад разрешили передавать по наследству (постановление городского совета Венеции). Сейчас потомкам гондольеров требуется сдать практический экзамен по гребле.
- В честь Венеции названа Венесуэла — страна в Южной Америке. Мореплаватель и купец Америго Веспуччи решил, что небольшие домики на сваях (так тогда выглядело индейское селение, которое увидел флорентийский путешественник) похожи на знаменитый город на воде.
Венеция. Фото: В. Симакова
- Моретта — известная разновидность венецианских масок, известна под вторым названием — Servetta Muta («немая служанка» или «отрада мужей»). В маске нельзя было разговаривать, так как ее владелица ртом удерживала штырек, который не давал маске упасть.
- В Венеции родились великие люди, знаменитости, например, путешественник Марко Поло, композитор Антонио Вивальди, художник Джамбаттиста Тьеполо и многие другие.
- В Венеции похоронены поэт Иосиф Бродский, основатель русского балета Сергей Дягилев, композитор Игорь Стравинский.
- Среди городов-побратимов Венеции с 2006 года значится Санкт-Петербург.
Подробнее
Усолье — Уральская Венеция: маршрут выходного дня
Интересно!
Башкирская Венеция
Венеция. Фото: В. Симакова
Как Венеция строилась на воде: как заливался фундамент
С самого начала дома строились на больших деревянных сваях, и для этого использовались лодки. Строители, стоя на кораблях, сначала отгородили большими сваями пространство, на котором должны были располагаться фундаменты. После того как были очерчены основы и закрыто пространство, воду изнутри откачивали, чтобы построить более мелкие столбы.
Сила характера и развивающаяся сообразительность поселенцев, проявленные в тяжелых условиях, помогли им построить исключительную защиту от вторжений извне.
Когда в 810 году Карл Великий попытался вторгнуться и завоевать острова, жители сняли с воды деревянные столбы, которые служили указателями на отмелях. Приливы и отливы в Венеции по сей день переносят песок в лагуну, вызывая изменение структуры дна. Только зная, где мелко, а где глубоко, можно пересечь лагуну на лодке, не застряв в иле. Когда корабли Карла Великого, прекрасно вооруженные и переполненные воинами, сели на мель, венецианцы окружили их и убили целые команды.
Всего через год после вышеупомянутой битвы в той части Венеции, которую мы знаем сегодня как главный город, была основана независимая от византийцев провинция. Затем в этих областях было учреждено епископство, и Карл Великий прекратил все претензии на эту территорию.
Из небольшого поселения рыбаков и нескольких торговцев Венеция превратилась в европейскую экономическую державу. На протяжении многих веков это был богатый город-государство, правивший всем Средиземноморским бассейном.
Все это завораживает! Причем, посетителей ошеломляет не только вид города на воде, и как он возник, но также и масштаб власти, которую он позже развил. И самое интересное — как за относительно короткое время была потеряна удивительная мировая держава.
Как построили Венецию
А теперь я вкратце расскажу о чем же оно. Для того, чтобы построить Венецию потребовался нестандартный архитекторский талант от его строителей. Помимо архитекторов, здесь работали и математики, потому что малейший просчет в строительных работах мог привести к тому что здание, либо его часть, а то и весь город начнут сползать под воду.
Первые лачуги на островках, где сейчас расположена Венеция, были постороены тысячи лет назад, а современная Венеция расположилась на сотне островов. Дополнительную информацию о краткой истории Венеции, а также ее легендах и необычных местах читайте в статье «Венеция интересные факты».
Основой строительства венецианских сооружений являются деревянные сваи, количество которых для строительства Венеции потребовалось более миллиона. Для одного только моста Rialto было пущено в ход свыше 30 тысяч свай.
Краткое описание
Город стоит на материке и 118 островах и ежегодно испытывает проблемы от осенних наводнений. Его неповторимый архитектурный облик сформировался в XIV-XVI веках, когда на этих землях процветала могущественная Венецианская республика.
Вид на Венецию с высоты птичьего полёта
Издавна Венеция была местом паломничества христиан всего мира, так как в ней хранятся мощи апостола и евангелиста Марка. В наши дни сюда едут влюбленные и поклонники искусства эпохи Возрождения. Венеция также привлекает туристов качественным муранским стеклом и другими ремеслами, которые развились в городе и его пригородах еще во времена Средневековья.
Венеция в наши дни
Венеция сегодня – это один из крупнейших туристических, культурных и промышленных центров Италии. Население города, являющегося административным центром региона Венето и области Венеция, составляет по переписи 2009 года 270,4 тысяч человек. Как и прежде, он занимает территорию 118 островов на Адриатике. Между собой они соединяются каналами-«улицами», ответвляющимися от канала Гранде (Большого канала). Он считается здесь главной «улицей» и одной из основных достопримечательностей. Впечатляет своими «габаритами»: длина 3,8 км, ширина – от 0,3 до 0,7 м, глубина около 5 м. Он как бы делит Венецию на две части, но не равные по размеру. По обе стороны от него расположены живописные дворцовые сооружения и дома, что создает неповторимую панораму.
Группа венецианских островов отгорожена от одноименного залива островами-косами, длинными и узкими (Лидо, Альберони, Маламокко и др.). С материковой частью Италии их соединяют двух- и четырехкилометровые мосты. По ним пролегают параллельно друг другу автотрассы и железнодорожные пути, обрывающиеся у границ города. В самой Венеции нет ни автобусов, ни троллейбусов, ни трамваев, ни такси, ни метро, и это обстоятельство делает ее единственной в своем роде и неповторимой.
Современная Венеция представляет собой музей под открытым небом. Назовем лишь некоторые достопримечательности этого древнего города. Это центральная площадь Сан-Марко, собор с тем же названием, Золотой дом, Дворец дожей, городской музей Корнер, Мост вздохов, Кампанила (колокольня), Мост Риальто, Часовая башня, церковь Санта-Мария делла Салюте, готическая церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари (вторая по значимости после собора Сан-Марко), Военно-морской музей и другие.
Каждый год здесь проходит знаменитый Венецианский карнавал – костюмированный праздник, предваряющий собой сорокадневный пост перед католической Пасхой. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. Здесь же проходит Венецианский международный кинофестиваль, который является старейшим в мире: его основал еще в 1932 году итальянский дуче Бенито Муссолини.
Еще один интересный факт о Венеции. В городе находится кафедральный собор Георгия Победоносца. Именно он является хранилищем десницы св. Василия Великого. Сию православную святыню приобрел в Константинополе в 1528 году отец Гавриил, впоследствии ставший первым венецианским митрополитом.
Гранд-канал – главная «улица» Венеции → |
---|
Похожие публикации:
Гранд-канал – главная «улица» Венеции
Венеция, уникальный город на воде, невероятно красива. Не зря ее называют жемчужиной Италии. Она расположена на островах и вместо улиц здесь каналы, а вместо автотранспорта – речные трамваи, лодки, гондолы. Самый известный венецианский остров — это…
Поделиться ссылкой:
Начало плановой застройки Венеции
Земля на островах состояла из нескольких слоев, которые были мягкие и рыхлые, а потому непригодные для удерживания веса монументальных каменных зданий. Были приглашены строители и архитекторы, которые должны были решить проблемы обеспечения устойчивости будущих построек и придумать, как строить Венецию на воде.
Было принято решение вбивать в землю сваи, которые привезли через море. По своим характеристикам прочности подходили только 2 вида древесины: дуб и лиственница, последняя обладает специфическим свойством становиться более прочной при расположении под водой.
Для осушения территории сначала возводили дамбу, затем забивали сваи, которые предварительно обрабатывали специальными растворами и смолами. Для небольшого жилого дома делали 6-7 рядов свай, для более высоких зданий — «свайное поле». В почву стволы забивали до уровня, где начиналась твердая земля.
Размеры свай составляли: толщина 20 см, длина 3 м, поверх них клали 2 слоя деревянных балок, сверху которых уже можно было класть камни для фундамента здания. По данным историков суммарное количество свай, установленных под зданиями Венеции, составляет около 1 млн.
Сохранению древесины также способствовали свойства местного ила, который облеплял дерево в виде защитного слоя и не пропускал воздух, преграждая путь проникновению бактерий и животных. Такие удивительные свойства грязи помогли избежать повреждений свай и их гниения. Именно уникальные свойства венецианского ила и обеспечили длительный срок существования и эксплуатации зданий в городе и позволили строителям придумать новый метод, как построить Венецию и сохранить ее здания.
Жители
С каждым годом в «Городе каналов» становится все меньше постоянных жителей и все больше туристов. Что не мешает первым протестовать против вторых. И регулярно подписывать петиции против прохода по Джудекке гигантских океанских лайнеров — к слову, совершенно обоснованных.
Так или иначе, но жить в Венеции сегодня не слишком удобно и комфортно плюс откровенно дорого. В итоге все новые порции бывших горожан перебираются на континент: в Местре, и дальше.
Оставшиеся, впрочем, не всегда имеют основания жаловаться. Прогуляйтесь по жилым кварталам на той же Джудекке, посмотрите на садики во дворах многоквартирных домов, — придете в умиление. Там даже павлины живут!
Ныне в Венеции официально проживает 250 000 человек. На деле — много меньше!
Как добраться
45.434079, 12.338235
45°26′3″N, 12°20′18″E
Самолет
Из России в Венецию летают самолеты (прямые рейсы в 2023 году открыты из Москвы), из других российских городов придется лететь с пересадками.
От международного аэропорта им. Марко Поло до достопримечательностей Венеции едут городские автобусы, маршрутные экспрессы, катера или такси.
Автобус
Из крупных городов Италии можно доехать до Венеции на автобусе. Туристы доезжают до острова Тронкетто, а оттуда — на вапоретто к Сан-Марко.
Автомобиль
Перемещаться по Венеции на личных автомобилях запрещено, поэтому путешественники оставляют машины на перехватывающих парковках острова Тронкетто. До достопримечательностей города на воде туристы добираются на речных трамвайчиках вапоретто.
Путешествие в Северную Венецию
Подробнее про Уральскую Венецию
Поселок Монзино — Уральская Венеция: достопримечательности и фото
Интересные места
В Венеции нет смысла прокладывать специальные туристические маршруты. Куда бы ни отправились путешественники, на их пути будут попадаться красивые дворцы и овеянные легендами здания. Однако, тот, кто хочет ближе познакомиться с Венецией, может посетить особые места, составляющие неповторимый колорит древнего города на воде.
Музей стекла на острове Мурано
• Мурано – район, где производят знаменитое на весь мир муранское стекло. Здесь интересно побывать в Музее стекла, а также заглянуть в мастерскую стеклодувов и пронаблюдать за процессом появления стеклянных шедевров.
• Венецианский арсенал – большой музей, рассказывающий об истории города, как крупного средиземноморского порта. В прежние времена здание арсенала использовалось под городскую верфь.
• Галерея Академии – самое крупное в мире художественное собрание итальянской живописи XIV-XVIII веков.
Венецианский Арсенал
• Церковь Сан-Панталон интересна тем, что на ее потолке сохранилось самое большое в мире художественное полотно, достигающее площади более 700 кв. м. Картина о жизни Святого Пантелеймона была написана итальянским художником Джованни Антонио Фумиани.
• Кафе «Флориан» — первое кафе в Италии, открытое в 1720 году. «Флориан» описан Бальзаком. Сегодня популярное заведение имеет облик, сохранившийся с середины XIX века, и здесь всегда играет мини-оркестр. Кафе славится отличной кухней, безупречным обслуживанием и космическими ценами.
Церковь Сан-Панталон
• «Libreria Acqua Alta» имеет статус самого красивого книжного магазина в мире. Он необычно оформлен и скорее похож на исторический музей или антикварную лавку. В качестве одного из прилавков здесь служит старая гондола. Кроме изданий на итальянском языке, в магазине торгуют литературой на других языках мира, и в нем есть даже славянский отдел.
ВЕНЕЦИЯ |
Венеция в искусстве
Образ таинственной Венеции волновал художников (город-загадку можно увидеть на полотнах М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Поленова, И. Левитана, К. Коровина, В. Сурикова…).
Венеция каждый год принимает международный кинофестиваль и играет главную роль в фильмах знаменитых режиссеров: «Казанова» (Ф. Феллини), «Чувство» и «Смерть в Венеции» (Л. Висконти), «Талантливый мистер Рипли» (Э. Мингела), «Казино Рояль» (М. Кэмпбелл), «Все говорят, что я люблю тебя» (В. Аллен) и многих других.
Таинственный и прекрасный итальянский город становится героем в поэзии и прозе, появляется в пьесе В. Шекспира «Венецианский купец» и произведениях драматурга К. Гольдони. На прогулку по великому городу приглашают в своих книгах Иосиф Бродский — «Набережная неисцелимых», Андрей Бильжо — «Моя Венеция», Тициано Скарпа — «Венеция — это рыба».
Венеция. Фото: В. Симакова
«Минут тридцать она стояла на ступенях вокзала, пытаясь совладать с собой, шагнуть и начать жить в этом, театрально освещенном светом лиловых фонарей, сумеречном мире, созданном из бликов темной колыхающейся воды, из частокола скользких деревянных свай с привязанными к ним гондолами и катерками, на фоне выхваченных слабым светом невидимой рампы дворцов, встающих из воды <…>» (Д. Рубина)
«Веницейской жизни, мрачной и бесплодной,Для меня значение светло.Вот она глядит с улыбкою холоднойВ голубое дряхлое стекло <…>» (О. Мандельштам)
«Город, как голос наяды,В призрачно-светлом былом,Кружев узорней аркады,Воды застыли стеклом <…>» (Н. Гумилев)
«Как на древнем, выцветшем холсте,Стынет небо тускло-голубое,Но не тесно в этой теснотеИ не душно в сырости и зное <…>» (А. Ахматова)
«Я пишу эти строки, сидя на белом стулепод открытым небом, зимой, в одномпиджаке, поддав, раздвигая скулыфразами на родном.Стынет кофе. Плещет лагуна, сотнеймелких бликов тусклый зрачок казняза стремленье запомнить пейзаж, способныйобойтись без меня <…>» (И. Бродский)
Как строилась Венеция: история
Точная дата основания города неизвестна, но, по мнению ученых, первое поселение было основано венецкими племенами, жившими здесь в XII-XI веках. AVANTI CHRIST NS. Во время падения Римской империи бежавшие от нее жители поселились на небольшом острове Риальто, который находился в центре лагуны на севере Италии. Территория была полностью покрыта камышом и непригодна для ведения сельского хозяйства.
Первые поселения образовались на островах лагуны, которые представляли собой сотни небольших заболоченных участков суши на мелководье. Они образовались из ила и почвенных отложений, которые за тысячелетия превратились в тонкие полосы земли между впадинами с водой.
Эта земля стала основой для изобретения способа постройки домов в Венеции в первые годы. Поселенцы выбрали более высокие участки земли, затем возвели глиняные стены и корни травы «гролло», которая росла прямо здесь, в болотах. Крыша была построена из ветвей деревьев и на них были помещены связанные пучки болотного тростника и соломы. Эти дома оказались временным убежищем, жители которого по мере продвижения войск возвращались на материк в свои дома.
Начало плановой застройки Венеции
Почва на островах была многослойной, мягкой и рыхлой, поэтому она не могла выдержать вес монументальных каменных построек. Строителей и архитекторов попросили решить проблемы обеспечения устойчивости будущих зданий и понять, как построить Венецию на воде.
Было решено посадить в землю столбы, которые перенесли через море. Исходя из характеристик стойкости, подходили только 2 вида древесины: дуб и лиственница, причем последняя имеет особую способность становиться более стойкой при погружении в воду.
Для осушения территории сначала была возведена дамба, затем посажены столбы, которые предварительно обработали специальными растворами и смолами. Для небольшого жилого дома делали 6-7 рядов свай, для более высоких — «свайное поле». Бревна втыкали в землю до уровня, на котором начиналась твердая почва.
Размеры столбов были: толщина 20 см, длина 3 м, поверх них укладывались 2 слоя деревянных балок, поверх которых уже можно было класть камни для фундамента здания. По подсчетам историков, общее количество опор, установленных под зданиями в Венеции, составляет около 1 миллиона.
Сохранению древесины способствовали также свойства местного ила, который покрыл дерево в виде защитного слоя и не пропускал воздух, преграждая путь проникновению бактерий и животных. Столь удивительные свойства грязи помогли предотвратить повреждение свай и их разложение. Именно уникальные свойства венецианского ила обеспечили долгую жизнь и функционирование зданий города и позволили строителям изобрести новый способ возведения Венеции и сохранения ее построек.
Столица Венецианской Республики
Центральным местом Венеции стал остров Риальто («высокий берег»), который был самым безопасным. В 810 г. он стал главным в разросшемся поселении, сюда переселись чиновники и правительство. В связи с такими политическими событиями эта часть города потребовала перепланировки и новой застройки.
Венецианское государство должно было иметь свою армию, вооружение, склады для товаров и дома для богатых горожан, а также резиденцию для Дожа. Первоначально столицу назвали «Чивитас Ривоалти» (город Риальто), и только в XIII столетии название поменяли на Венецию.
Выбор столицы в пользу острова Риальто был сделан, благодаря его неприступности. Из-за того, что он был окружен водами глубокого морского залива, чужие большие суда не могли к нему подойти. В период основания здесь столицы на острове уже было построено 14 церквей, вокруг которых и продолжали возведение городского центра.