«Жила-была одна баба»: содержание серий
Показывают озеро, безлюдные берега, а потом камера уходит под воду. Там церковь, дома, под потолком одного дома люлька, хорошо видна икона, с которой на зрителя смотрит Богородица.
Далее идет титр «1909 год» (хорошее сочетание, я тоже такие люблю). В той церкви, что мы видели затонувшей, идет венчание.
Венчают молоденькую Варвару и Ивана. Варвара – очень бедная. У нее одна мать, летом они живут в деревне, а зимой побираются. Семья Ивана зажиточная, но сын их горький пьяница и с придурью. Видимо, только бесприданницу, ему и смогли сыскать.
Варвара в чужом доме. Один раз глава семьи Варвару сильно избил кнутом за то, что она напоила их коня холодной водой, и он издох. Конечно, ужас, но думать-то тоже надо? А она удавиться пыталась, но муж спас. Женщины на Варваре зло тоже срывают. Свекор ей, вроде сочувствует, Варвара к нему тянется, но напрасно. Свекор понял это превратно, и спьяну хотел ее изнасиловать. Но у него ничего не получилось, он умер.
После смерти свекра Варвара почувствовала себя уверенней. Новый глава семьи — старший сын решил отделить молодых от греха подальше и купил им хутор. Но тут Варю опять изнасиловали.
Но, похоже, что и этот случай пошел «одной бабе» на пользу, потому что она родила дочь – муж-то как был импотентом, так и остался. Об этом мы узнаем из следующих кадров, где ребенку уже года два, Варвара с Иваном живут на хуторе. Они строят, но никак не достроят приличный дом.
Далее Варвара почему-то оказывается с ребенком на том самом озере, которое мы видели в начале фильма. На берегу сидят мужики и бабы и рассуждают о граде Китеже, который, якобы, есть в озере. Он ушел туда за людские грехи и не покажется, пока люди грешны, но если прислушаться, то иногда слышны его колокола. Среди людей бродит карлик, поет и побирается
Но основное внимание направлено на сверх обаятельного персонажа Аверина, который клеит нашу бабу. Разумеется, она не устояла
Не такая уж она и дурочка – когда ей надо, очень даже соображает. Но не везет ей – только Варя вернулась домой, как обнаружила, что дом сгорел. Муж рядом лежал, побитый, но с бутылкой. Он поджег? Его побили и подожгли? Неизвестно. Но он взял топор и ушел плотничать, а Варвара стала побираться. Тут война началась, мужа еще и на фронт забрали.
Следующая часть начинается с 1919 года.
Варвара все побирается. Едет с подросшей дочерью в поезде. Красные требуют со всех деньги, безобразничают. Но Варвара как-то все же добирается до своего хутора. Оказывается, там все же есть дом, где можно жить.
В ее доме живет какой-то полоумный недомерок Малафей. Вроде как он и дезертир, и бандит. Но Варвара прижила от него сына, а также украла у него отрез ткани (он его сам украл из лавки, которую ограбили его дружки). На этот отрез Варвара выменяла корову.
Малафей же человек сложной судьбы. Воевал, дезертировал, был в банде грабителей, попался, но его не расстреляли, а отправили в продотряд; вместе с продотрядом еще раз пришел в эту деревню. Но тут деревенские взбунтовались, красных поубивали, а Малафея оставили. Он стал партизаном. Уже в качестве партизана он был ранен, и его принесли к Варваре. Когда опять пришли красные, она сдала его, как партизана, чтобы обменять его жизнь на жизнь своего любимого, но его опять не взяли, а умер он самостоятельно на руках у Варвары.
Несмотря на обилие связанных с ним событий, показывают Малафея урывками, а больше, как красные грабят крестьян и как Варвара сохнет по красивому соседу Лебеде (Серебряков).
Красные от зверства расстреливают процессию с чудотворной иконой, отбирают последнюю корову, расстреливают за то, что продотряду пытались всучить слишком мелкую картошку (меньше куриного яйца), расстреливают за то, что нашли в домах оружие.
В ответ крестьяне в 1921 году собрали свою армию.
Лебеда не хотел идти в эту армию. У него было 7-ро детей, он сильно хромал из-за ранения, полученного на войне. Но антоновцы реквизировали у него лошадь, он ее отбил, потом скрывался. И вот пока он скрывался, Варваре удалось с ним переспать. Уж так она радовалась, так радовалась… Но тут опять пришли красные, и всех расстреляли кто под руку попался.
Смысл фильма «Жила-была одна баба»
Кинокартина «Жила-была одна баба» — это история простой русской крестьянки. Девушка выходит замуж. Кажется, впереди насыщенное светлое будущее. Героиня поселилась со свои мужем в доме его семьи. Родственники супруга держали большое хозяйство. Сразу после замужества на долю девушки выпало много испытаний. На героине лежит ответственность за скотину. Но девушка не смогла справиться с объёмом работы. В результате родственники избили героиню кнутом. Варвара не может и не хочет больше так жить.
Зритель может отметить, что у девушки есть все для хорошей жизни. У неё есть крыша над головой, еда, муж. Но в душе героиня испытывает неимоверные страдания. Ей морально тяжело находиться в этом доме. Она чувствует себя ненужной в нем. Варвара попыталась свести счёты с жизнью. Но к большому счастью девушка осталась жива. Смысл фильма «Жила-была одна баба» заключается в том, чтобы показать внутренние страдания человека, который не счастлив. Это не капризы Варвары, это ее состояние, на которое она пока не может повлиять.
В кинокартине показан напряжённый сложный период из жизни русской деревни. Некоторые моменты оказались очень спорными, однако общая картина получилась цельной и интересной. Прямой смелый фильм не несет какой-то определённой цели. Создатели кинокартины никого не учат и не наставляют на путь истинный. Режиссёр последовательно и планомерно показывает историческую правду. Иногда хочется закрыть глаза, некоторые отказываются верить в происходящее на экране. Однако именно с этими событиями пришлось столкнуться жителям деревни.
С помощью киноленты «Жила-была одна баба» зрителю удалось прикоснуться к атмосфере того времени. Фильм вызывает неоднозначные эмоции,которые не раз меняются на протяжении ленты. Масштабы постановки впечатляют. Создатели картины рассказывают не просто об отдельно взятой деревне. Перед нами — вся Россия. Однако события разворачивают в пределах одного хутора. Но режиссёр уверяет, жизнь крестьян существенно не отличается. Женщины испытывают на себе побои и недоверие со стороны мужчин. Драма представительниц слабого пола настолько глубока, что порой возникает мысль, как смогли они это вынести, пережить.
Актерский состав подобран блестяще. Зритель верит каждому слову, каждому действию, каждой эмоции. Дарья Екамасова убедительна и искренна в роли крестьянки Варвары. Актриса показала внутренний стержень женщины, которой пришлось справиться со многими бедами и несчастьями. Необразованная, недалекая крестьянка пытается выжить в этом непростом мире. Но Варвара старается не только существовать, она хочет любить, наполнять свою жизнь смыслом. Однако у героини не получилось справиться достигнуть душевного равновесия.
Некоторые критики уверяют, что образ деревни показан неправильно. Кругом грязь, несправедливость, подавление интересов отдельных жителей. Однако это наша история и сложный период в жизни общества. Жить одной лишь любовью непросто. Да и стоит ли? Людям нужна была вера. Вера в себя, свои мила. Вера в лучшее. Но они просто плыли по течению. Безрадостное серое существование, омраченное бунтами, военными действиями и нежеланием власти прислушаться к голосу народа. Зритель увидел образ простой русской бабы, которая ушла из нашей жизни.
Критика
Абсолютно каждый фильм на территории российского государства встречают не только с улыбкой и счастьем в глазах, но и с критикой. Так произошло и с этой лентой. Тем не менее, нашлись люди, которые выступили в защиту фильма, их очень много и у каждого есть свои аргументы в пользу данной ленты. Критик Андрей Плахов отметил аллегоричность происходящего с главным персонажем этого фильма Варварой, которая уподобляется России. Он заметил, что картина удивительным образом вписалась в нишу как образец антибольшевистской пропаганды.
Другой критик, Антон Долин, считает, что фильм достоин внимания, но все же он не вышел таким, каким его ждали.
По мнению Антона Долина, режиссер кинокартины предается археологии чувств, он пытается отстраненно воссоздать мир, который давно исчез. Российские СМИ оценили фильм режиссера Смирнова как «самый честный фильм о гражданской войне». По мнению известных журналистов, в ленте продемонстрировали жестокость и насилие в прогрессии «семья, деревня, страна». Критик «Московских новостей» говорит, что «волна стихийного насилия, поднимаясь с Гражданской войной», не имеет смысла. По мнению критика, зрителю подается укорененная модель поведения, в силу экстремальных обстоятельств вырвавшихся из-под контроля.
Антон Долин отметил и недостатки кинокартины, а именно — слишком длинный хронометраж, который заставляет зрителя зевать, а также невнятность ряда этнографических деталей. Если говорить в целом, то в России этот фильм восприняли неоднозначно. Он получился мрачным и растянутым, гораздо лучше было бы сделать его не таким длинным, либо выпустить полноценный сериал с несколькими эпизодами, чтобы успеть рассказать историю и угодить зрителю одновременно.
Критики говорят, что слишком впечатлительным людям смотреть такой фильм будет тяжело. В ленте очень много жестоких фрагментов. Например, в одном из эпизодов главную героиню пытается изнасиловать ее свекор, а когда девушка пытается отбиться от него, то убивает. Этот фильм можно назвать удивительным в том плане, что одни хвалят его за историчность, а другие ругают за неисторичность. На портале Кино-театр опубликовали весьма противоречивые отзывы.
` reviewsOverall ` / 10
ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
( голосов)
Сюжет
Актёры
Декорации
Костюмы
Саундтрек
Эффекты
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…
Сортировать:
Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Ваш отзыв будет первым.
Проверенный
На этот отзыв еще нет ответов.
Показать больше
Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Актеры и роли
- Дарья Екамасова — Варвара
- Владислав Абашин — Иван
Максим Аверин — Александр
Алексей Серебряков — Лебеда
Алексей Шевченков — Малафей
Роман Мадянов — Баранчик
Евдокия Германова — Феклуша
Агриппина Стеклова — Панька
Андрей Курносов — Егор
Александр Колодин — Тимоха
Нина Русланова — Крячиха
Всеволод Шиловский — отец Еремей
Ёла Санько — Чуманиха
Полина Костина — Палашка 3 года
Мария Белявская — Палашка 7 лет
Ольга Лапшина — Федиха
Наталья Тетенова — Трынка
Эльвира Волошина — Клашка
Людмила Давыдова — Матрена
Алексей Алексеев — Гришка
Игорь Чигасов — Игнаха-Слизень
Евгений Харитонов — Захар
Сергей Фатьянов — Митяй
Владимир Федоров — юродивый
Людмила Полякова — Парамоновна
Игорь Класс — дед Лыков
Александр Борисов — Евсей
Вячеслав Крикунов — Лычонок
Андрей Дежонов — командир продотряда
Виктор Катушенко — Жунтяй
Николай Рубцов — Ельмень
Алексей Ошурков — Бодунок
Петр Логачев — Орелик
Дмитрий Муляр — командир
Виталий Кищенко — чекист
Борис Полунин — комдив
Сергей Легостаев — Степан Чуканов
Где снимали фильм «Жила- была одна баба»?
Зрителю рассказывают историю о жизни русской деревни в темные времена. В центре сюжета — тамбовская крестьянка Варвара. Девушка выходит замуж, однако очень быстро становится вдовой и вновь пытается обустроить личную жизнь. Одновременно с этим, зритель видит, как происходят исторические события, а это — Первая мировая война, Октябрьская революция и Тамбовское восстание. Картина носит исторический характер, такого кино на территории Российской Федерации не было давно, но все равно удивительно, как фильм смог собрать настолько огромные выплаты за то, что его показывают в прокате.
Известно, что большую часть съемочного процесса переместили в Тамбов, а также в села Тамбовской области. Например, эпизоды с церковными праздниками, сельскими расстрелами и с антоновцами были сняты в селе Кривополянье Бондарского района. Сцены во дворе «Баранчика» снимали в специально выстроенных неподалеку от сельского кладбища декорациях в селе Царевка Знаменского района. Эпизоды «на Хуторе» были сняты у восточной окраины села Лысые горы Тамбовского района. Городские сцены режиссеры сняли в Тамбове, действия проходили в нескольких школах города, а проход Варвары «из тюрьмы в ЧК» сняли во дворе домов на улице Советской.
Чем закончится фильм «Жила-была одна баба»
В последних кадрах пошел ужасный дождь. Кино из цветного стало черно-белым. Бабы рыли могилы и хоронили покойников прямо в воду. Варвара с дочерью пытались запихнуть в эту грязь труп Малафея. Потом красные стали ее с детьми выселять из дома, видимо, в Сибирь. Она забежала в дом, чтобы что-то взять, а тут как хлынет поток воды – все и смыло.
А из потока вдруг вынырнул карлик и сбежал в лес.
Последний кадр повторяет первый – мы видим озеро, под водами которого град Китеж. По экрану ползут слова с апокрифом про Китеж. Там говорится, что он утонул за грехи его жителей и не покажется, пока люди не раскаются.