В Святки появлялись мресники и караканджорче
Лингвист Мария Китанова в статье «Дети с особым статусом в болгарской традиционной семье» указывает, что если ребенок появлялся на свет в Святки, то к нему относились настороженно, так как среди южных славян бытовало мнение, что это может иметь негативные последствия.
Согласно верованиям язычников, человек, приходя на эту землю, как бы переходил из мира мертвых, неживших, в мир живых. В это время роженице и всем в семье следовало быть особенно осторожными, чтобы вместе с младенцем на этот свет не проник злобный дух. Именно поэтому у славян роды были обставлены странными обычаями: во время них следовало кричать, громко разговаривать и стучать в железо, чтобы отпугнуть чертей, а мужчины должны были громко окликать соседей.
Святочные дети в народе наделялись необычными способностями. Считалось, что они могут видеть духов, предков и злобных демонов и сами каким-то образом с ними связаны. На западе Болгарии таких детей именовали караканджорче, от караканджоле – злобного духа (слово, скорее всего, турецкого происхождения); на севере — мресниками, а в Родопах — поганчами (погаными, языческими). В Силистринской области лингвисты зафиксировали еще одно название — «самодива», что переводится как «некое существо, живущее далеко от людей, на границе миров». Персидский корень «дев», обозначающий дьявола, подчеркивал темную сущность ребенка и его духовное одиночество. В современном болгарском языке слово «див» до сих пор означает «дикий». Под Родопами, например, сохранились сказания о диких женщинах (диви жени), которые живут в лесу и обладают сверхъестественными способностями.
Песни и колядки: текст + видео
Посмотрите видео: Необыкновенно поёт необыкновенную колядку обыкновенная (НЕТ?) ученица Дивеевской Православной школы:
В темную нічку Над Вифлеємом
Ясна зоря зійшла,
Світом землю покрила
Пречиста Діва, Свята Невіста…
https://vk.com/video_ext.php
Небо и земля
Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо, чудо возвещают.
Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо, чудо возвещают.
Эта ночь святая, эта ночь спасенья
Эта ночь святая, эта ночь спасенья
Возвестила всему миру
Тайну Боговоплощенья.
В эту ночь у стада пастухи не спали.
Светлый ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.
Страх объял великий тех детей пустыни,
Он сказал им: о, не бойтесь, –
Всему миру радость ныне.
Где Христос родился людям на спасенье,
Вы пойдите, посмотрите
На великое смиренье.
И с высот небесных раздалось вдруг пенье:
Слава, слава в вышних Богу,
На земли благоволенье.
Традиции празднования Больших Велесовых Святок
Славянские мифы рассказывают, что на Большие Велесовы Святки стираются границы меж мирами. Сам Велес, Бог Трех Миров, держит двери между Явью и Навью. Потому нынче по улицам деревень ходят духи. Духи Предков, ушедших в Навь помогают, подсказывают, к ним обращаются в гадании. Но есть и навьи: шиликуны, святочницы и другие злые духи. От них стараются оградиться: надевают личины ряженых, подле себя очерчивают защитный круг кочергой.
На Большие Велесовы Святки молодежь собирается в избе, которую выкупают заранее, как правило, у вдовы. Каждый приносит угощения, лучины и дрова для печи. На праздник непременно красиво одевались. Часто начиная с Зимнего Яра (6 декабря) девушки шили наряды, в которых позже гуляли на святочные вечера:
«И в сарафаны, и в другое што-то, да… Фиолетовые сарафаны были, широкие… У одной была юбка вязаная, очень красивая, с мысами, идут вот белые полосы…»
На святочную вечерку приходят и ряженые. Ряженые ходили «артелью» в несколько человек. Чаще всего, несколько ряженых вели главного участника представления. Действо так и называлось «козу водить», «медведя водить», «покойника водить». Ряженые заходили за ночь в несколько изб, где собиралась молодежь. На Большие Велесовы Святки часто рядились в покойника, символически изображая души, пришедшие из мира Нави.
Ряженые часто шутили, безобразничали. Ряженый в медведя или черта мазался сажей и старался испачкать девушек, пришедших на вечерку, а у ряженого смертью могла быть при себе небольшая иголка: он неожиданно «вставал из гроба» и начинал легонько колоть иглой тех, кого сможет догнать. Ряженые на Велесовы Святки часто пели озорные песни и шутили, чтобы отогнать худо:
– Наряжались ряженым?– Песни баракушешные, всё песни-то пели.– Баракушешные – это что значит?– Безобразные.– Хулиганские?– Хулиганские, да.– В кого рядились?– А рядились мы сами. Надо было барин, да барыню. Чтобы парой были. Я и барыней была, и барином была. Так мы и на парой пляшом. Он сперва-то попляшот, потом я.«Эх, барыня (барынька), – говорит, – што ты маленька? Или батько не доделал, или матька не дала?». А барыня-то говорит: «А я маленька, да аккуратненька: што есть на мне, пристаёт ко мне». Весело было…»
Гадания на Святки
Строго говоря, они начинались уже с первого дня празднования: девушки не видели совершенно ничего предосудительного в том, чтобы:
- смотреть на улицу через отверстия в лепешке-сочне, которой трапезовали в сочельник – верили, что так увидят будущего жениха;
- гадать о его имени, попросив первого вошедшего в дом колядовщика назвать любое мужское.
И даже старшее поколение придирчиво рассматривало… ложки членов семьи, оставшиеся после трапезы Сочельника – по ним гадали о будущем каждого. Кстати, сами ложки не мыли, равно, как и другую посуду: считалось, что в святой день к столу обязательно придут умершие родные.
На суженого
Но своей кульминации гадания достигали после старого Нового года, когда наступали «страшные вечера».
Именно тогда увидеть будущее пытались самыми разными способами, включая рискованные и небезвредные для нервов:
- в зеркале; сесть следовало с зажженной свечой; тогда в глубине стекла проявится образ будущего супруга;
- в бане, куда девушка заходила совсем одна, в полной темноте, ожидая… прикосновения «банника», банного «домового»; по тому, каким оно было, определяли будущность в наступившем году – выйдет замуж или еще останется с родителями.
Было и гадание, на которое решались очень немногие, ведь, по поверью, оно сопровождалось прямо явлением беса. Девушка, заперев дом изнутри, мела пол на две стороны – на правую с молитвой, на левую – с нецензурной бранью. Затем проводила углем черту, становилась на правой стороне горницы – а на левой должна была увидеть нечистого в образе будущего мужа.
Жуткий факт
Русский историк И.И.Забылин в книге «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия» рассказывает реальную историю семьи, которая была создана после такого гадания: «храбрая» девушка действительно видела на другой стороне комнаты незнакомого ей мужчину, с которым после встретилась в реальной жизни, вышла замуж. Вот только узнав спустя несколько лет, каким образом жена «заполучила» его, муж в гневе застрелил супругу – за что и пошел на каторгу…
Реальная история из жизни неофитки: Три добрых дела на Рождество, или 103 способа изменить мужа —
Зачем кидать валенок за ворота
Чтобы, согласно народным верованиям, посмотреть, в какую сторону он упал носком: оттуда и придет жених. Очень плохой приметой было, если валенок указал на лес. Оттуда мог прийти не жених, а нечистая сила.
Если же говорить серьезно, кидать валенок, гадать со свечой, в бане, совершать прочие нечестивые обряды христианам незачем. Согласно 61 Правилу VI Вселенского Собора, совершающие такие дела подлежат отлучению от Причастия на 6 лет. А «коснеющие», то есть упорствующие в следовании «народным традициям» и вовсе – церковной анафеме:
«Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из церкви, как и священныя правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет Апостол? или кое сложение церкви Божией со идолы? или кая часть верному с неверным? кое же согласие Христа с велиаром?
(2Кор. 6:14–16)»
Сколько лет святкам?
Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.
Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа)
Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным
Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.
Как Православная Церковь празднует
Прежде всего – праздничными службами. Сейчас есть как и ранние (с полуночи Рождества), так и поздние литургии. В больших храмах они совершаются также всякий день недели. Не чуждается православие и благочестивых народных традиций: например,
Святки — всякое дыхание да славит Господа
Постепенно возрождается также практика колядования с обходом домов верующих – там, где это возможно. Наконец, именно на Рождество даже пока не решающийся переступить церковный порог человек во дворе храма может увидеть Рождественский вертеп: подобие пещеры, в которой родился Господь.
Здесь, как правило, перед иконой праздника можно поставить свечи, постоять в тишине, помолиться.
Обряды, христианские традиции и обычаи
Во время святочной недели рушились сословные границы, люди были объединены общей радостью и благостным настроением. Много лет назад, до правления Петра Великого, у славян был старинный обычай разжигать накануне Рождества огромный костер, который считался атрибутом праздника. Цель и смысл обряда: костер был символом Вифлеемской звезды, и его горение поддерживали до Крещения.
Устраивать зимние колядки и принимать участие в народных играх – любимое развлечение в период святочных дней. В основном переодевалась в шуточные наряды собравшаяся вместе молодежь. Описание празднований: юноши и девушки надевали костюмы мифологических героев или зверей, наряжались в персонажей народных сказок. Главным действующим лицом гуляний был медведь. Колядующие напевали рождественские колядки, величали хозяев дома приятными словами, но иногда им угрожали, если соседи отказывались угощать их. Например, говорили такие слова: «Кто не даст нам свой пирог, его корова получит в рог».
Одной из самых любимых традиций в эти дни у детей было баловство. Подрастающее поколение собиралось небольшими группами и по-мелкому хулиганили. К примеру, дети могли разворошить аккуратно сложенные дрова в поленнице или заколотить какую-нибудь дверь.
Что такое Святки?
Святки (Святые вечера) — это целый комплекс празднеств, состоящий из:
-
святочных гаданий и всевозможной ворожбы;
-
обряда колядования и ряжения;
-
различных примет;
-
массовых народных гуляний и веселья.
Само слово «святки» (святьё, светки, святые вечера) уже дает нам понять, с каким трепетом люди относились к этому промежутку времени. Есть версия, что такого рода праздники пришли к славянам от греков, а некоторые исторические источники утверждают, что похожие празднования с переодеваниями и песнями были у индийцев и египтян. Ничего удивительного в этом нет, вы можете присмотреться к празднику Йоль (у него тоже есть свои «святые дни»).
Святочный календарь
Каждый день Зимних Святок на Руси считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои традиции. Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней. Итак:
6-е января – Сочельник (он же Кутейник). Люди ждали «первую звезду», до которой нельзя было вкушать пищу, а потом садились за вечернюю трапезу. Чуть позже отправлялись колядовать, гадать, и всячески развлекаться.
7-е января. Рождество Христово. День, который стоило проводить в радости и отдыхе. Очень большой христианский праздник.
8-е января. Бабьи Каши. В этот день ходили к повивальным бабкам и приносили им различные угощения. Так же почитали пророка Давида.
9-е января – Стефанов день.
10-е января. Рождественский мясоед.
11-е января – в этот день(и до самого Крещений) женщинам нельзя было играть в карты, так же 11-го января почитали младенцев, которых погубил Ирод.
12-е января. В этот день, как правило, гадали по требухе и особенно по свиным желудкам. В народе 12-е января прозвали Анисьей желудочницей.
13-е января – Васильева коляда или же день святой Меланьи. Канун Нового года по старому стилю.
14- е января – Василий Великий, ныне Старый Новый год.
15-е января. В этот день нельзя было есть яйца и кур
Им, вообще, уделялось особое внимание: на курятник делали обереги. Так же заговаривали лихоманок, чтобы он не насылали на людей несчастья и беды
В народе 15-е января называли Сильверстов день.
16-е января. В этот день разгулявшаяся нечисть очень и очень зла, чтобы не попасть под ее горячую руку нужно было просить помощи у домового, ну, или обстучать все углы дома старой метлой. В народе этот день именуется днем пророка Малахии.
17-е января. В этот день женщинам строго-настрого запрещено было шить, нарушившие запрет могли родить слепого ребенка.
18 –е января. Канун Крещения. В этот вечер нужно было гадать, колядовать, рисовать мелом кресты на дверях и стенах дома, дабы оградить себя от проделок нечистого. Ночью следовало ходить за водой на реку. Вода в этот вечер считалась святой, и могла помочь при разных хворях и несчастьях.
19-е января. Крещение Господне. Еще один большой православный праздник.
Приметы
Ну и какой же православный праздник на Руси обходился без народных примет? Люди верили таким приметам на святки:
- Когда звездное небо и снежная погода на дворе – к урожайному году.
- В Святки нельзя выбираться охотникам на охоту – с ними может случиться что-то недоброе в лесу, причиной тому станет злой дух.
- В ночь с 13 января на 14 по направлению ветра определяли, какой будет наступивший год (зимние весенние приметы). Если ветер дул с юга, то год будет плодородным. Богатый урожай ягод и фруктов обещал восточный ветер. О засушливом лете рассказывал ветер, дующий с запада. Ну а если дуло с севера, то не быть лету жарким.
Дети змея
Если отец ребенка был неизвестен, и женщина не говорила его имени, ее могли заподозрить в том, что она спуталась со змеем-горянином, который жил в горах, в пещерах. Подобных детей звали змейче, змехче. Они бывали изжелта-смуглы лицом, необщительны и неряшливы. Если женщина перехаживала срок — вынашивала не 9, а 11 месяцев — это тоже свидетельствовало о ее связи со змеем. Если мать умирала во время родов еще до фактического появления ребенка на свет, то его нарекали насире, посмърче, посмъртниче. А всех, кто рождался с особенностями, рудиментами – с перепонками между пальцев, хвостом и т.д., также причисляли к отродьям змея. И им, например, запрещалось принимать участие в калядках, быть ряжеными, так как это могло привести к несчастью.
Иногда же, наоборот, детьми змея считали красивых и сильных молодых людей. Герой южно-славянского эпоса королевич Марко был сыном змея, которого воспитала приемная мать – самодива.
Ребенка, который рождался с уродством, называли халком, халче – от имени греческого мифологического существа Хала, которое несло людям бедствия и катастрофы. Таких детей очень боялись, верили, что они принесут деревне горе, поэтому суеверные крестьяне убивали их, а родителей обвиняли в плотских утехах во время поста.
Чтобы будущие дети были здоровыми, южные славяне воздерживались от исполнения супружеских обязанностей до праздника Крещения Господня.
« Сок, квас, кисель: зачем на Руси готовили напитки из картофеля
Дети-оборотни и дети вампиров
Детей, рожденных в святки, и найденышей, часто связывали с упырями–вампирами, чье прозвание происходило от протославянского слова «opirь»; или с огромными одноглазыми великанами – цацоглавцами, которые жили в горных пещерах и ели сырое мясо.
В некоторых местах верили, что мресники – это оборотни-верколаки (волкодлаки), они могут оборачиваться волками или собаками, а после смерти превращаются в чертей. В иерархии нечисти они стоят выше вампиров и подчиняются волчьему пастуху — Куцулану.
Утверждали также, что на Святки на свет появляются дети, зачатые от вампира, имеющего облик человека, – плътеникъта.
По легендам южных славян, души грешников, не попавшие в мир иной, снова обретали плоть и становились «уплътява се». Через три года они превращались в красивых молодых мужчин, селились среди людей и выбирали себе профессию либо брадобрея, либо мясника, либо торговца. Распознать их возможно было, лишь порезав их ножом, или каким-нибудь острым предметом, – они быстро умирали от пореза.
Поскольку от живых их отличить было нельзя, они часто женились и заводили семью. Детям, рожденным от вампиров, приписывали особые свойства – способность видеть и убивать демонов. Именовали их укостени вампири, вамирàр, вампирджия, или глоджак, гложак (от слова «глог», означающего боярышник: вампиров убивали колом из боярышника). Называли таких детей и святочерами (от слов «святой» – свѧтъ, svętъ, svętъjъ и «чер» – черный).
Приметы в святки с 6 по 18 января
Со святочными днями связано много примет:
- до 14 января нельзя заметать в доме, иначе можно вымести удачу. Мусор собирали после праздника и обязательно сжигали, чтобы избавиться от ссор и разногласий в семье;
- чтобы гадания были правдивыми, все обряды проводят с распущенными волосами, также без различных оберегов;
- если в прошлом году умер родственник, в святки ставят дополнительный прибор для усопшего, накрывая стол;
- обвязывают лентами все плодовые деревья, чтобы позже собрать хороший урожай;
- чтобы хорошо жить в новом году, в святки отведывают хотя бы по кусочку каждого блюда;
- если в святки дни ясные и морозные, то ждать хорошего урожая;
- если святочные дни оказались теплыми, была оттепель, то ждать скудного урожая.
Какого числа Рождественские Святки в 2023 году
Рождественские Святки всегда продолжаются с 7 по 18 января, то есть 12 дней. При этом окончание Святок, Крещенский Сочельник – день строгого поста, в отличие от всех предыдущих, когда был отменен в среду и пятницу. Он уже готовит христиан к другому великому празднику, Крещения Господня. Так отмечают Святки в тех странах, где Рождество празднуют по древнему «юлианскому» календарю. Это, кроме России, также:
- Грузия,
- Сербия
а также православные христиане:
- Иерусалимской Патриархии,
- Чехии,
- Словакии,
- Польши,
- Японии,
- Китая
Узнайте чуть больше: Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабря как у католиков? Даже греки празднуют до Нового года
Сколько дней длятся
Святками иногда называют период с 8 по 17 января, ввиду того, что 7 января — Рождество Христово, а 18 — день строгого поста Крещенского Сочельника. Есть также мнение, что в число дней Святок не включается только 18 января, как постный день.
Однако, согласно древней традиции, Святками все же являются 12 дней с 7 по 18 января. О том, что практика первых веков Церкви была такова, говорят, например, Рождественские проповеди прп. Ефрема Сирина, которые произносились им с 25 декабря по 6 января (по гражданскому календарю — с 7 января по 18 число месяца). Сохранились также беседы свт. Амвросия Медиоланского, Григория Нисского, которые также понимали как особенно святые, праздничные дни с Рождества до Крещенского Сочельника включительно.
Итак, святить именно двенадцать дней после Рождества Церковь начала с древних времен: первый день — 7 января, последний день Святок — 18 января.
Как причащаться в Святки
Ради Рождества Христова — большого праздника запрещаются как земные поклоны, так и продуктовый пост в среду и пятницу.
Как же причаститься в святые дни без положенного трехдневного поста? Ответ содержит документ «Об участии верных в Евхаристии», который был принят на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви в феврале 2015 года.
В нем говорится, что в Святки можно причащаться Святых Христовых Таин без поста, который не разрешен в этот период. Но! в том случае, если человек соблюдал, как положено православному христианину, Рождественский пост.
Держать нужно только евхаристический пост – с 12 часов ночи до момента причащения ничего не кушают и не пьют.
Чуть подробнее — 18 января: «Как поститься, чтобы причаститься на Крещение Господне»
Молитвенная подготовка ко причастию обычная:
- Три канона и Последование ко Святому Причащению читаются обязательно.
- Утреннее и вечернее молитвенное правило — как обычно.
- Исповедь перед причащением также необходима.
Так что отлучать себя от Чаши в дни Святок не стоит. Если есть желание, возможность и готовность, то причаститься можно не только в воскресные дни, но и на большой праздник Обрезания Господня — 14 января и день преставления прп Серафим Саровского чудотворца — 15-го. А затем 18 января — в Крещенский сочельник и сам день Богоявления — 19 числа.
Хорошо говорит об этом священник Андрей Чиженко:
!!!Вместе с тем, современные пастыри отмечают, что приступать к Причастию впервые или после длительного перерыва во время Святок с мотивировкой «вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться» тоже неправильно, это – оскорбление Таинства. В таких сложных случаях меру поста можно определить со священником.
Что празднуем 14 января — смысл праздника ОбрЕзание Господне
Дух нынешних Святок в современной России
В последние десятилетия «религиозного возрождения» Святки вернулись после семи десятилетий безбожия, но, конечно, вернулись вместе с языческими традициями, которыми были «отягощены» до 1917 г. Причем смысл их большей части современных горожан на сегодняшний день непонятен.
А духовная «всеядность» многих наших современников – хорошая почва для разного рода суеверий, игр с бесовскими силами, которые часто воспринимаются, как прикосновение к «древней традиции». Вот только традиция эта совсем не христианская.
Желание многих обязательно «погадать на Святках» спешат удовлетворить не только сомнительные шарлатаны и вполне настоящие колдуны, но и… например, профессионалы музейного дела. Зачастую можно увидеть, как святочными гаданиями «зарабатывают деньги», согласно указаниям руководства, даже государственные музеи, «играющие» в эту практику на разного рода «Рождественских (Рождественских ли?) программах».
Вот, например, типичное объявление уважаемого музейного заповедника Коломенское (село было резиденцией благочестивых русских царей):
«А приходите к нам на Святки! Будем гадать, играть и веселиться!А ещё расскажем об этих радостных днях от Рождества до Крещения, о легендах и обычаях, о гаданиях и колядках и, конечно, о памятниках старины, сохранившихся в селе Коломенском. А после экскурсии вас будет ждать тематическое музыкальное представление, где можно будет поучаствовать в святочных обрядах и играх. Такого заряда радости уж точно до конца зимы хватит!»
В Сети можно встретить также немало «игровых программ» за авторством учителей, где детям также предлагается поиграть в гадания, тем самым приобщившись к «русской традиции».
Впрочем, к счастью, по крайней мере,никто принуждает христианина к участию в подобных действах. Православная христианская культура по-прежнему жива – и живет она в храме, богослужении. Убедиться в этом можно каждый день Святок.
Крещенска вода: свойства и научное объяснение
Что означало родиться в святки по славянским обычаям
Это сегодня христиане считают святки святыми днями. Славяне же верили, что в это время на землю спускаются ведьмы с вампирами, демоны со злыми душами предков. Считалось, что от Рождества до Крещения царствует хаос, и этот период у южных славян назывался мръснитными (нечистыми) днями, мресницей. Особенно боялись Вонкашното, самого страшного демона, который мог прийти к любому грешнику. Все события, которые происходили на святки, славяне считали мистическими.
Детей, рожденных в святки, боялись. Славяне верили: родится в святки, означает что-то плохое. Прислушивались к мнению язычников: те считали, что человек, прежде чем прийти на эту землю, переходит из мира мертвых в мир живых. Боялись, что в святки вместе с рожденными детьми на этот свет могут прийти злобные духи. Чтобы этого не произошло, славяне придерживались странного обычая: когда женщина рожала, они кричали, стучали, громко разговаривали, таким образом отпугивая чертей.
Славяне верили: кто родился в святки, тот наделен необычными способностями, видит духов и демонов, и даже связан с ними. Считали, что они контактируют с вампирами и одноглазыми великанами. Многие верили, что такие дети рождены оборотнями: ночью превращаются в волков или собак, а когда умирают – в червей. Также поговаривали, что в святки может родиться только тот, кто был зачат от вампира в человеческом облике.
Картины
Тема Святок не раз привлекала внимание русских художников. На их картинах – суета ёлочных базаров, развлечения сельской детворы и молодежи
Но все же лучше всего удается русским художникам изображение… гаданий.
«Гадающая Светлана»» 1836 Холст, масло. 94 × 81 см Нижегородский государственный художественный музей Единственное произведение К.П. Брюллова на национальную бытовую тему, созданное сразу же после возвращения художника из Италии. Роматнический сюжет полотна со сценой крещенского гадания навеян популярной в то время балладой В.А. Жуковского «Светлана»
Вот, например, картина К. Брюллова «Гадающая Светлана» показывает прекрасную девушку перед зеркалом со свечой. Разумеется, картина навеяна поэзией В.А.Жуковского.
Гадалка со свечой» Орест Адамович Кипренский(1782-1836)Русский музей Год: 1830 Написан портрет в Неаполе. Сам художник в письмах называл картину то «Ворожеей при свече», то «Молодой цыганкой при свечах, гадающей на картах».
Еще одно подобное изображение принадлежит О. Кипренскому. А вот А. Венецианов изобразил девушек, гадающих «на суженого» на картах.
А. Г. Венецианов » Гадание на суженого «, 1842
И лишь «молящихся Светлан» художники, тяготевшие ко всему «таинственному» почему-то не писали…
Молящаяся Светлана. Фото Наталии Ветошкиной
Зимние Святки – история празднования
Есть мнение, что само установление празднования Рождества 25 декабря (7 января н.ст.) в середине IV в. связано с традициями язычников Рима, которые как раз в эти дни отмечали «день непобедимого солнца».
Деревянный щит, украшенный изображением солнечного божества в римском доспехе и военной одежде датируют 256 годом. Найден в 1920-х гг при раскопках римской крепости Дура-Европос (современная Салихия). Экспонируется в Национальном музее Дамаска, Художественной галерее Йельского университета и парижском Лувре.
Однако, это, конечно, не значит, что христиане переняли языческую традицию – скорее, они ее воцерковили, встроили в уже имевшуюся свою. «День непобедимого солнца» стал временем, когда славу воздавали Тому, Кто действительно является «светом разума» и «Солнцем правды» для всего мира, Христу:
- уже в первые десятилетия по установлении праздника он, как говорят исторические источники, отмечался очень торжественно; ему посвящали свои проповеди, например, жившие в IV в. прп. Ефрем Сирин, свт. Амвросий Медиоланский;
- а вот цитата из монашеского Устава прп. Саввы Освященного (он создан в VI в., ныне известен как Иерусалимский, по которому живет и нынешняя Русская Церковь): во время Святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях»; таким образом, к VI в. Рождественские дни осмысливались как время всеобщей радости, так что и инокам не благословлялись не только посты, но даже – земные поклоны, включая даже традиционно постные для христиан дни, среду и пятницу;
- кроме того, в Византии VI в., как свидетельствует «Кодекс» императора Юстиниана, на святках также не совершалось таинство брака – это говорило об особом статусе этих дней, полностью посвященных духовной радости о Господе Родившемся.
Зимние Святки 2024. Когда начинаются и заканчиваются
Из года в год зимние святки проходят в одно и то же время. И 2024 не станет годом исключением: праздник начнется 6 января в Сочельник перед Рождеством Христовым (в момент появления первой звезды на ночном небосклоне), а закончится 17 января перед великим Крещением (после того как в православных храмах закончится освящение воды). Недаром в православном мире называют эти дни «праздник от звезды до воды». Дни между Рождеством и Крещением называются святочными.
Колядовать обычно начинали поздно вечером 6 января. Характер празднования: народные гуляния, которые продолжаются в течение 2-х дней и полностью завершаются 8 числа. Много лет назад на Руси их длительность была другая: колядование совпадало со Святками (период проведения святок: с 6 и до 17 января). Коляда 2024 закончится в субботу 8 января.
Православная церковь не признает гадания.
Значение слова
Оно значит буквально «святые дни», причем под «святостью», прежде всего, понимается выделенность их из череды обычных, будничных как связанных с особой радостью о Боге. Для христиан это – время, когда люди радуются приходу в мир Спасителя, особенно легко идет молитва, ощущается таким близким духовный мир, Царство Небесное. Установленный на среду и пятницу пост отменён…
Рождественские Святки
Но слово «Святки» имеет не только христианскую историю. Языки разных народов сохранили не только названия «святые вечера» или «святые ночи», но и такие, как:
- «некрштены дни» (сербский и хорватский),
- «погани дни» (болгарский),
- «кудеса» (так говорили жители Новгородской и Вологодской земли).
Язычники в эти дни славили будущую весну, прошедший «зимний солнцеворот», когда дни начинают удлиняться, и, конечно, вопрошали своих «богов» о будущем.
Оттого и на Руси и не только святочные традиции, которых придерживались наши предки, были причудливым сочетанием языческого прошлого и христианской веры.
А у современных людей, пытающихся узнать об исторических корнях народных традиций, зачастую возникает та же путаница.
Что такое «Зеленые святки»
Зелёными Святками у славян называли период от праздника Вознесения Господня до начала Петрова Поста. Его также называли «Семиком» и «Русальной неделей». Смысл языческих по сути обрядов, которые практиковались в этом время, был в поминовении душ предков.
Родительская суббота
Именно эту традицию пытались воцерковить христиане, когда была установлена Троицкая Родительская Суббота – накануне этого великого праздника.